UPDATE 12:57 мск

Правительственная комиссия по транспорту и связи одобрила первоначальный проект строительства скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург, согласно которому автодорога пройдет через Химкинский лес. Об этом журналистам сообщил вице-премьер РФ Сергей Иванов, передает РИА «Новости».

По словам Иванова, правительство намерено увеличить с 3 до 4 млрд рублей выплаты по компенсациям в связи с экологическим ущербом при строительстве трассы Москва-Петербург. Правкомиссия приняла это решение единогласно, добавил он. Вместо 100 гектаров вырубленного леса будет заново посажено 500 гектаров, подчеркнул вице-премьер.

Ранее сегодня Иванов сообщил, что российское общество поддерживает идею строительства трассы Москва-Петербург. «В целом необходимость строительства этой дороги поддержана всеми. Все понимают, что дорога нужна», — цитирует чиновника агентство.

Вице-премьер напомнил, что Минтранс предлагал два «реалистичных варианта» прокладки этой автодороги в районе города Химки. При этом он не уточнил, какие именно это варианты. Иванов назвал «ужасом» и «кошмаром» ситуацию на действующей трассе Москва-Петербург. Он отметил, что сейчас эта автодорога настолько загружена, что жители Химок, Зеленограда и граждане, желающие попасть в аэропорт «Шереметьево», постоянно стоят в пробках.

Проект трассы «Москва–Санкт-Петербург» вызвал серьезное недовольство у части жителей подмосковного города Химки, которые организовали Движение в защиту Химкинского леса. Самым крупным мероприятием защитников леса стал митинг на Пушкинской площади в Москве, в котором принял участие лидер группы ДДТ Юрий Шевчук. Позже в поддержку леса выступил лидер группы U2 Боно.

В конце августа Дмитрий Медведев распорядился приостановить строительство автодороги и провести общественные слушания по проблеме Химкинского леса. В Кремле прошли совещания с участием представителей экологов и строительных организаций. Но тогда почти все участники обсуждений, в том числе власти города Химки, публично выступили в защиту прежнего маршрута. А губернатор Московской области Борис Громов, ссылаясь на мнение жителей Подмосковья, направил официальный отчет в Кремль, в котором высказывались положительные комментарии относительно строительства трассы через Химкинский лес. В ноябре Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «Дороги России» создало рабочую группу по взаимодействию с общественными и экологическими организациями для обсуждения инфраструктурных проектов.

Представитель защитников Химкинского леса Андрей Моргулев в интервью BFM.ru выразил недоумение в связи с принятым сегодня решением по трассе Москва-Петербург. «О ее (правительственной комиссии) существовании нам вообще ничего не было известно до сегодняшнего дня», — сказал эколог.

«В своем видеоблоге Медведев сообщил, что он приостановил выполнение постановления правительства о строительстве дороги. Мне кажется, что Медведев должен сообщить, что эта приостановка закончилась, возобновлено действие постановления правительства по строительству дороги, — рассуждает Моргулев. — Иначе не понятно, каким образом действует система принятия решений. Если торжественно президент приостанавливает, а потом на какой-то неведомой комиссии кто-то говорит о том, что все будет, как и было. Я такую систему управления не понимаю, тем более, что консультации с общественностью были совершенно мизерные. У нас сейчас готова практически независимая общественная экспертиза». Собеседник портала подчеркнул, что с экологами, которых он представляет, «работу не вели, никакая правительственная комиссия нас не касалась в своей работе». Тем не менее, защитники Химкинского леса примут определенное решение в связи с постановлением правительственной комиссии.

Ранее среди альтернативных вариантов трассы были предложены проекты прокладки трассы через поселки Вашутино (Химки) и Молжаниново (Москва). В случае реализации этих проектов, сносу будут подлежать около 50 жилых домов. Но этот вариант вызвал протест со стороны жителей попадающих под снос поселков.