Планы московских властей относительно темпов строительства столичного метро становятся все более амбициозными. Еще совсем недавно мэр города Сергей Собянин заявлял, что к 2015 году необходимо проложить около 50 км новых линий. Тогда некоторые эксперты восприняли слова градоначальника несколько скептически — ведь так быстро столичная подземка еще не строилась.

Однако, как оказалось, и это не предел. Первый заместитель столичного мэра Владимир Ресин в опубликованном сегодня интервью газете «Комсомольская правда» заявил, что в ближайшие пять лет будет построено 79 км новых линий метро и 43 станции. По его словам, задача правительства Москвы — довести метро до всех отдаленных районов столицы.

«Из 43 станций 27 будут станциями легкого метро. Сейчас определяем конкретный план работ, смотрим, как лучше и правильнее распределить выделенные средства, приступаем к проектным работам», — сказал Ресин.

Мало того, как следует из «Плана развития московского транспортного узла», опубликованного сегодня на официальном сайте правительства Москвы, 53 км линий метрополитена столичное руководство намерено построить уже к 2014 году. Таким образом, изначально озвученные планы Собянина на ближайшую пятилетку будут реализованы всего за три года.

Километры планов

В плане отмечается, что в 2010 году на развитие столичного метрополитена выделялось 26 млрд рублей, а в 2011 году объемы финансирования строительства метро составят 56 млрд рублей. «Также планируется разработка типового облика станций метро для удешевления строительства», — говорится в документе.

В частности, в 2011 году планируется ввести участок Люблинско-Дмитровской линии метро от станции «Марьино» до станции «Зябликово» и открыть отдельный вход со станции «Сретенский бульвар» той же линии.

В 2012 году намечено открыть станцию «Новокосино» Калининской линии, «Братеево» Замоскворецкой линии, а также станцию «Пятницкая» Арбатско-Покровской линии, которая появилась на схемах в вагонах метро еще в декабре 2009 года. В том же году также предполагается открыть участок длиной более 5 км от Выхино до Жулебино, ввести в строй станцию «Технопарк» (это был задел на пущенной в 1969 году Замоскворецкой линии), а также расширить электродепо «Печатники».

В 2013 году линия легкого метро Бутовской линии продлится от станции «Улица Старокачаловская» до «Битцевского парка»; откроется участок Калининской линии от Новокосино через Кожухово в Руднево, планируется ввести в эксплуатацию участок от станции «Деловой центр» до «Парка Победы». Кроме того, через три года планируется ввести в эксплуатацию электродепо «Митино».

Согласно плану, в 2014 году Люблинско-Дмитровская линия продлится от станции «Марьина роща» через «Петровско-Разумовскую» до «Селигерской» (которая, кстати, была заморожена в начале 80-х).

Планируется построить участок новой линии от станции «Парк Победы» до «Раменки». А Сокольническая линия продлится от станции «Юго-Западная» до «Тропарево». «Общая протяженность линий и участков метрополитена, планируемых к вводу в 2011-2020 годах, составит 124 км», — отмечается в документе.

В ближайшее время 17 новым проектируемым станциям метро планируется присвоить названия, соответствующий проект уже подготовлен. Не исключено, что станции «Пятницкая» в итоге будет присвоено другое название — «Пятницкое шоссе», чтобы избежать путаницы с расположенной в центре Москвы Пятницкой улицей.

Согласно проекту документа, Таганско-Краснопресненская линия будет продлена на две новых станции: «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». Калининская линия прирастет станциями «Николо-Архангельская», «Святоозерская», «Косино-Ухтомская», а также «Руднево», которая разместится на территории Люберецких полей.

Кроме того, предлагается присвоить названия станциям проектируемой Солнцевской линии, которая возьмет начало от нынешней станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Так, ожидается, что на Минской улице откроется станция «Минская», станцию «Раменки» откроют в одноименном районе, а на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Лобачевского планируется построить станцию «Мичуринский проспект». Одноименная с районом станция появится в Очаково. Далее будут открыты станции «Востряково», «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино».

Стоит отметить, что среди станций, которые планируется открыть, есть так называемые «замороженные». Некоторые из них возводились, к примеру, еще 1990-е годы, но по разным причинам так и не были достроены. К таким, кроме «Технопарка» и «Селигерской», можно отнести станцию «Волоколамская», которая была построена в конструкциях на пущенном в 1975 участке Таганско-Краснопресненской линии. Она будет достроена и открыта под названием «Стадион Спартак» (ранее планировалось, что ее пустят до 2014 года). Станция «Минская» ранее планировалась на Арбатско-Покровской линии, но превратилась в станцию-призрак. Теперь под таким же названием откроют станцию на Солнцевской линии.

Миллиард на проектирование

Накануне стало известно, что проектирование Третьего пересадочного контура (ТПК) Московского метрополитена начнется уже в следующем году. Ранее планировалось начать строить не раньше 2015 года, но по инициативе Собянина работы решили провести раньше.

Новый контур будет проходить на расстоянии двух-трех станций от Кольцевой линии и снизит нагрузку на существующие пересадочные узлы на 20%. По расчетам специалистов, ежедневно новой линией будут пользоваться более 1,5 млн человек.

Уже в 2011 году проектировщики разработают документацию на первый участок кольца от станции «Деловой центр» («Выставочная») Филевской линии до станции «Нижняя Масловка», с которой будет переход на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Средства на проведение проектно-изыскательских работ по этому перегону в размере 1 млрд рублей уже зарезервированы в адресной инвестиционной программе Москвы на будущий год.

Напомним, в конце ноября Собянин, назначая Ресина главой штаба по интенсивному развертыванию строительства столичного метрополитена, поставил задачу — построить «более 50 км линий метро». На эти цели он пообещал выделять ежегодно порядка 50 млрд рублей.

Мэр также заявил о необходимости перейти к поточному строительству станций метро по типовым, а не индивидуальным проектам. Ресин сообщил, что до конца года будет представлен план строительства легкого метро до Зеленограда. Протяженность линии от станции «Пятницкая» Арбатско-Покровской линии до Зеленограда должна составить 25 км.

Кстати, руководство метро, а именно глава метрополитена Дмитрий Гаев, на данный момент находится в «подвешенном» состоянии: недавно Генеральная прокуратура выявила грубейшие нарушения в работе столичной подземки. По данным надзорного ведомства, Гаев за последние годы незаконно получил от предприятия доход в 112 млн рублей. Также руководство метро заключало договоры, негативно влияющие на стоимость проезда. Кроме того, в подземке не осуществлялся должный уход за составами и станциями, что может привести к авариям.
В связи со всеми перечисленными нарушениями Генпрокуратура рекомендовала мэру уволить Дмитрия Гаева с должности руководителя ГУП (Государственное унитарное предприятие) «Московский метрополитен». Собянин обещал подумать.