Власть в Тунисе перешла к спикеру парламента Фуаду Мбазаа, такое заявление сделал Конституционный совет в соответствии со статьей 57 основного закона страны. В пятницу, 14 января, власть в стране принял премьер-министр Мохаммед эль-Ганнуши, который в телеобращении к нации объявил, что президент Зин эль-Абидин бен Али (блогеры прозвали его Чаушеску из Карфагена) временно не может исполнять обязанности.

Согласно Конституции, через полтора-два месяца Тунис должен избрать другого президента.

Вместе с тем технократ Мохаммед эль-Ганнуши, возглавляющий правительство с 1999 года, ведет консультации с главными оппозиционными партиями относительно будущего развития Туниса и сдерживания волны народного гнева.

В субботу Тунис все еще находится на полувоенном положении. Многие дороги блокированы военными и полицией, в воздухе барражируют вертолеты.

Мохамед Бузизи — человек, свергнувший бен Али

23-летнее правление Зина эль-Абидина бен Али бесславно завершилось в пятницу, 14 января. В течение недели улицы крупных городов Туниса напоминали поле битвы. Последней каплей, переполнившей терпение граждан, стало самосожжение торговца, у которого отобрали прилавок. 17 декабря 26-летний выпускник факультета программирования Мохамед Бузизи из Сиди Бу Зид лишился единственного заработка — у него отняли прилавок, с которого молодой человек торговал фруктами и овощами. Доведенный до отчаяния Бузизи пришел к зданию мэрии, облил себя бензином и поджег. Его доставили в больницу, там молодого человека посетил сам глава государства. 4 января Мохамед Бузизи скончался.

Широкий жест бен Али не спас — недовольные властью тунисцы стали организовывать акции протеста, которые неделю назад переросли в беспорядки. В социальных сетях и блогах появились сообщества, координировавшие действия. Один из лозунгов — «или сегодня, или никогда». По заявлению протестующих, их возмущает высокий уровень безработицы (15%, что ниже, чем в других арабских и даже некоторых европейских странах).

Спрут по имени Трабелси

Но безработица не главное, тунисцев буквально до белого каления довел небывалый размах коррупции и сосредоточение основных денежных потоков в руках семьи президента, точнее, клана его супруги Лейлы Трабелси.

В частности, один из самых богатых людей страны — старший брат уже бывшей первой леди Белхассен, который владеет авиакомпанией Karthago, а не так давно он стал председателем совета директоров Bank of Tunisia — старейшего и самого прибыльного частного банка страны. Не менее примечательна личность зятя бен Али Мохамеда Сахра эль-Матери, который в 2004 году в возрасте 24 лет, женившись на дочери президента Несрин, возглавил конгломерат Princess El Materi Holding. Компания занимается торговлей автомобилями и недвижимостью, сельским хозяйством и финансами, владеет средствами массовой информации и туристическими бюро.

Зин эль-Абидин бен Али родился в 1936 году, получил военное образование во Франции и США, вступил в ряды борцов за независимость Туниса от Франции. В армии служил под началом знаменитого генерала Кефи, а в 1964 году женился на его дочери Найме. Тогда же карьера офицера резко пошла вверх, он учредил Департамент военной безопасности, который возглавлял в течение 10 лет. В 1977 году бен Али назначен генеральным секретарем по национальной безопасности, в 1980-х работал послом Туниса в Варшаве, а в 1986 году стал министром внутренних дел.

В октябре 1987 года первый и единственный на тот момент президент Туниса Хабиб Бургиба назначил бен Али главой правительства. Через месяц премьер-министр объявил, что 84-летний глава государства не может управлять страной по медицинским показаниям (на руках у него даже было врачебное заключение), а власть в стране переходит к нему.

В середине 1980-х годов бен Али знакомится с парикмахером Лейлой Трабелси, которая на 20 лет его младше. В течение нескольких лет тогда уже генерал бен Али разрывается между женой и любовницей, которая в 1986 году родила ему дочь (от первой супруги у бен Али было трое дочерей). На развод бен Али решится в 1988 году, уже будучи президентом. Глава государства и Лейла Трабелси поженятся лишь в 1992 году. С тех пор на политическом небосклоне страны зажглась звезда клана Трабелси.

Лейла Трабелси зачастую не скрывала своих амбиций, иногда даже зачитывала речи президента. Большая часть экономики страны оказалась подконтрольной ее родственникам — у Лейлы 10 братьев, множество племянников. Пристроены были все. Спрут по имени Трабелси их и погубил.

Франция сдала бен Али

До 14 января полиция и армия еще кое-как сдерживали волну протестующих, в ход шло огнестрельное оружие и слезоточивый газ. Однако в пятницу разъяренные толпы стали громить резиденции членов семьи бен Али. Из роскошных особняков выносили имущество, из гаражей вывозили машины и жгли их прямо на улице. Так, по данным французской прессы, в Хаммамете группа молодежи ворвалась в особняк, принадлежащий, по слухам, дяде президента Суфьяну бен Али. Два внедорожника сожгли, породистого скакуна выпустили на свободу, дом разгромили. Патруль береговой охраны с моря молчаливо наблюдал, как по территории резиденции молодежь раскатывает на мотоциклах.

Досталось даже дому бывшего министра, генерала Буазизи, сообщает Le Monde. Его особняк оказался разграблен по ошибке — толпа молодежи полагала, что дом принадлежит семье Трабелси.

Некоторые члены клана бен Али — Трабелси в течение этой недели покинули страну. В пятницу стало понятно, что эвакуировать нужно и самого президента, его обещания не выставлять кандидатуру на выборах 2014 года оказались слишком запоздалыми.

Бегство было позорным

По свидетельству очевидцев, днем 14 января военные оцепили аэропорт Туниса, к вечеру воздушное пространство страны было закрыто (его открыли в субботу в том числе для эвакуации иностранных туристов). Самым естественным в этой ситуации выглядела эвакуация во Францию — Тунис во внешней политике всегда опирался на поддержку бывшей метрополии. По сообщению французской прессы, в одном из аэропортов страны даже объявили готовность для принятия борта с президентом Туниса. Но президент Франции Николя Саркози сказал: «Нет». Семья президента на четырех вертолетах добралась до Мальты, где пересела на самолет. Ночью высокопоставленные изгнанники прибыли в саудовскую Джидду.

Еще раньше зять президента Сахер эль-Махри нашел пристанище в Дубае. По информации газеты Le Parisien, одна из дочерей бен Али с родственниками еще 13 января прибыла во Францию. Женщину видели в отеле близ «Диснейленда». По свидетельству очевидцев, VIP-номера зарезервированы до 16 января. Вместе с тем премьер-министр Мохаммед эль-Ганнуши в субботу подтвердил, что в Тунисе арестованы несколько родственников президента, которые не успели бежать.

Племянники супруги экс-президента хулиганили во Франции

Понять Николя Саркози можно. Семья Трабелси доставила немало хлопот французскому правосудию. Отношения между странами обострились в 2006 году, когда на Корсике угнали яхту известного финансиста, топ-менеджера инвестгруппы Lagard, личного друга Жака Ширака и тогда еще главы МВД Николя Саркози Бруно Роже. Французская полиция с помощью итальянских пограничников установила, что 20-метровое судно стоимостью более 1,5 млн евро направилось в Тунис. Через несколько недель перекрашенную яхту с перебитыми регистрационными номерами видели на рейде Сиди Бу Саида.

В ходе расследования французская полиция вышла на одного из исполнителей преступления. Он рассказал, что угнал яхту по заказу племянника Лейлы Трабелси Имада. И это было не первое подобное преступление — исполнитель ранее украл два дорогостоящие судна в Каннах и Ле-Лаванду. Всего же за последние 5 лет с Лазурного берега бесследно исчезли около 30 подобных яхт, а более мелких — и вовсе около тысячи. Этот же информатор поведал, что Имаду Трабелси удалось с помощью авторитета и взяток добиться от главы таможенного управления Сиди Бу Саида зарегистрировать лодку. Со слов исполнителя, кража небольших яхт у берегов Корсики всегда происходит по заказу. Больше всего клиентов из Восточной Европы (особенно Литвы), которые перепродают суда в Россию.

По обвинению в угоне яхты Бруно Роже были задержаны более 10 человек. Обвинения в организации преступного сообщества были предъявлены братьям Имаду и Моэзу Трабелси, их даже допрашивали, но в конце концов суд во Франции прошел без них. Французская прокуратура сделала реверанс в сторону бывшей колонии и постановила, что племянники президента Туниса должны нести ответственность на родине. В обмен тунисцы вернули яхту Бруно Роже.

Лейла Трабелси vs Суха Арафат

С именем Лейлы Трабелси связан еще один франко-тунисский скандал, произошедший в 2007 году. В мае того года руководство элитного франко-тунисского лицея имени Пастера получило уведомление о закрытии в связи с несоответствием его программы национальным образовательным стандартам. Владельцам лицея — семье Буэбделли — было приказано в течение суток освободить помещение, где учились 1400 подростков. По «случайному» стечению обстоятельств в сентябре 2007 года двери для школьников открыло другое элитное учебное заведение — Международная школа Карфагена. Ее учредителями были Лейла Трабелси и вдова палестинского лидера Ясира Арафата Суха. Воззвания родителей детей (не самых бедных людей Туниса) против закрытия франко-тунисского лицея и письмо Мадлен Буэбделли на имя Николя Саркози эффекта не дали. В Тунисе не оказалось места для двух подобных школ.

К слову, подруги Лейла Трабелси и Суха Арафат оставались таковыми недолго. В 2004 году, после смерти Ясира Арафата, Суха перебралась в Тунис. По слухам, ей досталось состояние палестинского лидера. В сентябре 2006 года вдове и дочери Арафата было предоставлено гражданство Туниса. Чуть менее чем через год, в августе 2007 года, документы Сухи были аннулированы (а у девочки-подростка нет), ее имущество конфисковано. Сама вдова Арафата в это время находилась на Мальте, оттуда в Тунис она уже не вернулась. Как сообщала газета Le Monde, причиной стало недовольство Лейлы Трабелси своей подругой.

Арабы молчат

В связи с обострением ситуации в Тунисе ведущие европейские державы и США высказались еще в пятницу. Главная мысль — передача власти должна проходить в соответствии с Конституцией.

Практически все арабские лидеры до субботы хранили молчание. Скорее всего, коллеги бен Али предпочли не раскачивать ситуацию во избежание перекидывания тунисского пламени на свои вотчины. Взоры международных наблюдателей обращены в первую очередь на Египет. Судьба его президента Хосни Мубарака похожа на политический путь бен Али — он правит Египтом уже 29 лет.

Днем 15 января Лига арабских государств (ЛАГ) призвала политические силы страны к мирному разрешению конфликта и объединению во имя национального согласия, передает Reuters. В заявлении ЛАГ отмечается, что Тунис должен уважать права всех без исключения граждан. Генсек организации Амр Муса подчеркнул, что в Тунисе завершилась одна эпоха и началась другая.

Отдельное заявление выпустила лишь Саудовская Аравия, приютившая свергнутого президента бен Али. Эр-Рияд выразил поддержку жителям Туниса и уверенность в том, что они преодолеют кризис. А пока солидарность с тунисцами выражают только обычные граждане. Так, по данным телекомпании «Аль-Джазира», у посольства Туниса в Аммане собралось несколько сотен человек, поддерживающих отставку президента бен Али.