Сегодня Барак Обама обратится к нации с ежегодным посланием State of the Union, которым задаст вектор развития страны на следующий год. От того, что скажет Обама, во многом будет зависеть судьба бизнес-стратегий мелких и крупных компаний. В то же время и у американских президентов то, что заявляется в обращениях, не всегда выполняется на практике.

Некоторые детали своего выступления о ситуации в стране и о прогнозе на будущее Обама распространил заранее, за три дня до события. Президент, как ожидается, коснется шести основных тем. В частности, он подтвердит конец этого года как дату вывода американских войск из Ирака, а также вновь объявит о начале вывода войск из Афганистана с июля этого года. Вся остальная речь будет посвящена внутриполитической и внутриэкономической ситуации в США — политическому единству, финансированию системы образования и здравоохранения, сокращению бюджетного дефицита и созданию новых рабочих мест. Обращения главы Белого дома всегда очень ждет бизнес, отмечает зав. кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ, иностранный член РАН, проживающий в Москве и Нью-Йорке Владимир Квинт:

«Каждая компания крупная, каждая средняя и большинство небольших компаний в Америке обязательно имеют свою стратегию. В противном случае они не могут и кредиты получать, и отчитываться по кредитам. И они регулярно свою стратегию корректируют, обновляют, и одним из важнейших документов, определяющих развитие во внешней по отношению к компании среде, является так называемый State of the Union Address, то есть обращение президента к нации. Основные ориентиры вот этого обращения президента Обамы к нации будут иметь значительное влияние на корректировки бизнес-стратегий».

Что касается конкретно нынешнего обращения Обамы, то бизнес почти наверняка воспримет его негативно, считает председатель правления банка «Дельта-Кредит» американец Сергей Озеров:

«К сожалению, в том, что он разослал в субботу, там каких-то конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита нет, и поэтому бизнесы, бизнесмены будут, наверное, отрицательно реагировать. Потому что если дефицит, то это означает, что в будущем будут, наверное, повышаться налоги, как на физических, так и на юридических лиц, и это им не нравится».

Обращение президента США всегда задает тон развития страны на год вперед. Но порой бывает и так, что заявленные в нем планы не осуществляются, констатирует Владимир Квинт:

«В нем определяются как основные годовые приоритеты, так и обязательно содержится какое-то долгосрочное стратегическое новое предложение или обновление старого. Обязательно. Правда, при этом не обязательно, что оно реализуется. Я помню, вот в 2000 по моему шестом году президент Буш младший в таком же обращении говорил, что Америка будет готовить полет на Марс, но что-то я не вижу, чтобы она сейчас этим активно занималась».

Если сравнивать обращения российских президентов и американских, то американское, по мнению экспертов, обычно выглядит более личным, более адресным, и более интересным нации в целом. Но, по сути, они очень похожи — оба подводят итоги и рассказывают о планах на будущее.

Александр Горлин, BusinessFM