Конституционный суд РФ огласил постановление по делу о проверке соответствия Конституции ряда положений Уголовно-процессуального кодекса, сообщает пресс-служба суда.

КС РФ отметил, что арест имущества, полученного в результате преступных действий или для финансирования подобной деятельности, не влечет перехода права собственности и носит временный характер (действует на период предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу).

Если следствие приостановлено, например, в связи с тем, что подозреваемый скрылся, тогда продление ареста имущества противоречит Конституции. Иначе из временной меры, ограниченной определенными в законе сроками, арест превращается в ограничение права собственности на неопределенный срок, что сопоставимо с конфискацией имущества, применяемой по приговору суда.

Кроме того, расходы собственника по содержанию арестованного имущества и неполученные доходы от его возможного использования не отнесены законом к процессуальным издержкам, которые можно взыскать по итогам судебного разбирательства. Следовательно, законодательство не содержит средств эффективного восстановления в правах лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми. Это не согласуется и с принципом презумпции невиновности, закрепленным в статье 49 Конституции.

Поэтому КС РФ постановил, что положения части 9 статьи 115 УПК РФ во взаимосвязи с ее частью 3 и пунктом 2 части 1 статьи 208 УПК РФ не соответствуют Конституции.

Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в УПК РФ, чтобы обеспечить эффективную защиту права собственности, включая компенсацию собственнику убытков при чрезмерно длительном расследовании дела.