Накануне первый зампред ЦБ России Алексей Улюкаев сообщил, что российская ММВБ подписала соглашение о намерении приобрести контрольный пакет биржи РТС. Заявление о слиянии бирж стало итогом многомесячной кампании трудных переговоров между двумя площадками. Перспективы сделки подрывали разногласия вокруг цены.

Объединение ММВБ и РТС рассматривалось иностранными наблюдателями как важная составляющая на пути к совершенствованию российской финансовой инфраструктуры и превращению Москвы в один из ведущих международных финансовых центров.

Существование двух конкурирующих биржевых площадок мало способствует этой цели. Но для выполнения планов Медведева [президента России] потребуется гораздо больше, чем только это слияние, комментирует в блоге обозреватель The Financial Times, редактор рубрики развивающихся рынков Стефан Вагстил (Stefan Wagstyl).

Сделка ММВБ и РТС означает создание в перспективе единой платформы для торговли акциями, производными и другими инструментами вслед общей тенденции на развитых рынках, которые пытаются привлечь на электронные торги трейдеров и инвесторов из-за рубежа, комментирует The Financial Times.

По мнению Улюкаева, слияние призвано повысить ликвидность российского фондового рынка и укрепить его инфраструктуру, в частности, в клиринговых и депозитарных операциях.

Тем не менее, инвесторы предупреждают, что Москве нужно еще многое сделать, чтобы она могла стать равным конкурентом среди других региональных финансовых узлов. Партнер East Capital International Якоб Грапенгиссер (Jacob Grapengiesser) считает, что слияние бирж — это необходимый шаг в подготовке российского рынка капитала для размещений. Он уверен, что реформы, которые необходимы обеим площадкам, будут более эффективными, если их проводить в рамках единой структуры.

Не хватает открытости

Российская финансовая инфраструктура «славится» своей непрозрачностью. Например, до сих пор — несмотря на многолетние разговоры о необходимости его создания — нет центрального депозитария ценных бумаг, комментирует британская газета. Только на минувшей неделе вступил в силу закон о запрете инсайдерской торговли, но инвесторы опасаются, что исполняться он будет с переменным успехом.

Президент России Дмитрий Медведев неоднократно говорил о намерениях превратить Москву в международный финансовый центр. Эта тема в очередной раз обсуждалась и на Всемирном экономическом форуме Давосе.

Десять главных направлений модернизации, которые озвучил глава государства в Давосе, можно расценивать как предложение иностранным инвесторам идти вперед вместе. Медведев, в частности, заверил инвесторов, что Россия не планирует вводить специальные налоги в финансовом секторе.

В ходе своего выступления, упоминая о существующих в стране сложностях, президент отметил, что Россию часто упрекают в недостатке демократии, авторитарных тенденциях, слабости правовой и судебной системы. Но, по его словам, международному сообществу необходимо понять, что в России действительно происходят важные изменения, она развивается и идет вперед.

«Мы не достигли пока выдающихся успехов (по преодолению сложностей), но мы полны решимости двигаться дальше. Мы учимся сами, и мы готовы принимать дружеские советы, но вот поучать, конечно, нас не надо, надо работать вместе», — заявил Медведев в Давосе.

Тогда же в Давосе исполнительный директор Deutsche Bank Йозеф Аккерман поддержал стремления российских властей. «Мы многие годы работаем в России, и мы чувствуем себя более и более удобно, и мы серьезно смотрим на то, как Россия стремится создать финансовый центр», — заявил глава Deutsche Bank.

Он, однако, предостерег, что эти планы должны осуществляться в увязке с реальной экономикой. «Создавать пузырь, рынок деривативов, или другой рынок, который никак не связан с реальной экономикой, — это не очень хорошо», — передало агентство РИА «Новости» слова руководителя Deutsche Bank.

По мнению Аккермана, коррекции могут быть подвергнуты правовые основы функционирования финансов, в частности, регулирование операций на рынках деривативов, работа с залогами, клиринг.

Глава Нью-Йоркской фондовой биржи Дункан Нидерауер в Давосе также перечислил важные составляющие успешного финансового центра. По его словам, необходимы экономика, которая имеет большой потенциал роста, устойчивая валюта, стабильная политическая система, отлаженный рынок капитала, хорошее, но не чрезмерное регулирование, квалифицированные специалисты. Нидерауер считает, что Москва во многом «продвинулась» по этим вопросам. В частности, он отметил, что российский рубль стабилен, политическая обстановка — также, а рынок капитала «начинает развиваться», передает РИА «Новости».