Начиная с вечера понедельника, российскому обывателю не придется скучать. Накануне звезда Первого канала Иван Ургант, более известный как мастер комического жанра, совершенно серьезно предложил всей стране сделать судьбоносный выбор: определить, какой из десяти вариантов талисманов Игр-2014 года наиболее прославят нашу Родину в глазах международной общественности. Отбор олимпийских символов стал одним из наиболее популярных новостных запросов вторника в поисковой системе Google.

Как справедливо заметил по данному поводу блогер BFM.ru Александр Чернов, происходящее вполне соответствует мировому тренду последних десятилетий. Каждая олимпийская столица норовит выдвинуть не один, а несколько талисманов.

Помимо того, что людям, наделенным правом делать окончательный выбор, бывает трудно этот выбор сделать, чтобы никого не обидеть, тут еще имеется и чисто коммерческий мотив. Чем больше талисманов — тем больше сувениров; чем больше сувениров, тем больше денег: 10-долларовая футболка с олимпийским символом стоит уже от ста до полутора сотен долларов.

Этот простой расчет навел автора блога «Голый спорт» на столь же простую идею: а не надо выбирать между десятью вариантами, пусть остаются все десять.

Сколько и какие талисманы будут у Игр в Сочи, станет понятно 26 февраля — в этот день в прямом эфире должно пройти всероссийское телефонное и SMS-голосование. Пока же из 10 соискателей на право символизировать сочинскую Олимпиаду семь — это представители животного мира, в том числе два медведя: бурый и белый.

Родоначальником олимпийских талисманов принято считать лыжника Шюсса — значки и фигурки с его изображением стали неофициальным символом состязаний во французском Гренобле в 1968 году. Олимпиада в Мюнхене четырьмя годами позже получила первый официальный талисман — таксу Вальди.

Странно, но при выборе олимпийских символов почему-то преобладает «звериная» тема, хотя согласно правилам МОК, талисманом Игр может стать еще и человек или сказочное существо. Они должны «отражать особенности культуры принимающей страны и символизировать ценности современного Олимпийского движения». Неужели животные отражают эти ценности лучше прочих персонажей? Вспомним московского олимпийского Мишку, Енота Рони из Лейк-Плэсида, угловатых совят из Нагано, улыбчивое трио в составе зайца, койота и медведя в Солт-Лейк-Сити или волчонка Вучко как символа Игр в Сараево.

Коммерциализация олимпийских животных оказалась столь успешным занятием, что особые символы появились у других крупных состязаний вроде мировых и европейских футбольных чемпионатов. Правда, на последнем ЧМ в ЮАР с талисманом не заладилось — южноафриканский леопард Закуми не «зацепил» аудиторию, сразу обратившую внимание на ненатуральный, радикально зеленый, цвет волос зверя.