16+
Четверг, 11 декабря 2025
  • BRENT $ 61.07 / ₽ 4757
  • RTS1089.75
11 декабря 2025, 00:05 Компании

Николай Воинов, DPD в России: «В ретейле мы видим довольно серьезный потенциал»

Лента новостей

По мнению гендиректора DPD в России, интернет-магазины в ближайшие годы будут развивать собственные каналы доставки

Генеральный директор DPD в России Николай Воинов.
Генеральный директор DPD в России Николай Воинов. Фото: DPD в России

В интервью Бизнес ФМ генеральный директор DPD в России Николай Воинов рассказал о том, как онлайн-платформы повлияли на логистику и в чем участники логистической отрасли видят потенциал роста.

Как маркетплейсы изменили доставку товаров? И как будет развиваться рынок логистических услуг с учетом фокуса на онлайне?

Николай Воинов: Маркетплейсы сильно перевернули рынок. Они уже занимают львиную долю всех продаж в онлайне и, используя в основном собственную логистику, серьезно потеснили наш рынок. Так, за четыре последних года исчезли примерно с десяток курьерских компаний.

Но при этом сами маркетплейсы создают некоторые возможности для нас как для логистов. Мы можем, например, доставлять товар от продавца на склад маркетплейса или, наоборот, забирать возвраты и везти их продавцу. Еще есть модель, когда селлер продает на маркетплейсе, но доставляет по собственным контрактам с логистами. В результате вокруг маркетплейса формируется другой логистический бизнес, который тоже можно обслуживать с нашей стороны.

Многим тяжело зарабатывать на маркетплейсах с учетом того, что нужно платить и за логистику, и за рекламу, и за продвижение. Поэтому селлеры приходят к развитию своих прямых каналов продаж, будь то интернет-магазин или группа в соцсетях. При этом для узнаваемости бренда и продвижения часто используют маркетплейс, а деньги зарабатывают именно на прямых продажах. В таком случае вопрос с доставкой товаров решается через логистов — и тут они идут к нам. Мы видим определенный рост канала прямых продаж уже сейчас, и это будет трендом в ближайшие годы, потому что сегодня сюда вкладываются большие бюджеты.

Для работы с маркетплейсами, наверное, приходится перестраивать IT-системы? Нужны ли для этого дополнительные инвестиции?

Николай Воинов: Безусловно. У каждого маркетплейса свои статусы доставки, и мы должны сравнить наши статусы с их статусами, а затем вовремя передать данные. Здесь очень много нюансов. Такая интеграция — это большой IT-проект.

Например, мы сейчас занимаемся API одного крупного маркетплейса, и это целая история. Пару месяцев довольно большое количество разработчиков будут настраивать интеграцию. Это не сильно меняет нашу логику доставки, а вот IT-часть довольно большая, и нужно ее поддерживать, потому что маркетплейсы регулярно меняют настройки программного интерфейса приложения. Ввиду этого мы должны сразу вслед за ними менять свою интеграцию, чтобы она всегда была актуальной.

На обеспечение наших потребностей в автоматизации и роботизации процессов сейчас работают более двухсот IT-специалистов и приходится огромная доля в капитальных затратах компании. С учетом того, что существенную долю в бюджете занимает еще и кибербезопасность, IT-направление в DPD является самым финансово емким.

По вашей статистике, каких сейчас отправлений больше? Кто и что отправляет?
Николай Воинов: У нас традиционно сильны b2b (business-to-business) и b2c (business-to-consumer). С точки зрения дохода они более или менее находятся в паритете, с точки зрения отправок — b2c, конечно, выигрывает. Вместе с тем c2c (consumer-to-consumer) у нас мало, мы на этот рынок не очень глубоко идем по ряду причин, в том числе связанных с контролем безопасности и с ценами. Если же говорить о d2c (direct-to-consumer, модель, когда производитель продает свои товары напрямую покупателям, минуя посредников, таких как дистрибьюторы и розничные сети. — Прим. BFM), то этот сегмент растет: в этом году подписано много крупных контрактов, а другие близки к подписанию.
Что сейчас происходит на российском рынке логистических услуг? Какова динамика? Появляются ли новые игроки или, наоборот, идет укрупнение?
Николай Воинов: В этом году логистический рынок не так бодро себя чувствует, как в 2023-м или в первой половине 2024-го. Мы видим, что экономика не растет, деньги дорогие, многие бизнесы поставили инвестиции на паузу до лучших времен. Это находит отражение в перераспределении объемов перевозки между сегментами бизнеса. Так, сейчас мы в больших количествах возим то, что закупается под новые проекты, например оборудование, технику, а, к примеру, то, что нужно для строительства фабрик и заводов, сильно просело. Такое охлаждение на рынке b2b компенсируют сегменты d2c и b2c. Видимо, пока ставка не упадет, пока люди не начнут снова инвестировать в бизнес, пока стройка не запустится, все будет под давлением.
Конкуренты регулярно сходят с дистанции, и появляются новые. Но скорее идет консолидация: «Яндекс» купил Boxberry, 5Post купил TopDelivery, — и она будет продолжаться, потому что рынок непростой.
Налоговые изменения, которые вступают в силу с нового года, наверное, повлияют и на логистический бизнес тоже?
Николай Воинов: Очевидно, что на рынке вновь произойдет удорожание. Для нас как крупной компании тут все не так страшно: НДС платим и предъявляем. А вокруг нас много небольших предприятий: кто-то поставляет машину на межгород, кто-то дает машину по городу. У нас сотни таких провайдеров. И вот как раз для средних и малых компаний это, конечно, новые вызовы. Многим придется впервые уплачивать этот налог: порог в 60 млн превращается в 20 млн (в 2026 году бизнес на УСН будет платить НДС при обороте от 20 млн рублей. — Прим. BFM). И все это влияет на затраты, поэтому рост цен будет.
Как сегодня меняется ваш бизнес и что может стать драйвером дальнейшего развития в будущем?

Николай Воинов: У нас развивается история, связанная с работой вокруг маркетплейсов, потому что маркетплейсы тоже понимают, что не все могут сделать сами, во всяком случае, не все могут эффективно организовать. И они будут больше и больше аутсорсить, как это происходит за границей. Поэтому мы видим здесь хорошие перспективы.

Также будет расти d2c-канал, поскольку туда идут довольно серьезные инвестиции. Следовательно, ретейл будет развивать свой собственный канал доставки. Поэтому в ретейле мы тоже видим довольно серьезный потенциал.

Я считаю, что все-таки во второй половине следующего года Центробанк должен будет снизить ставку. Это значит, что инвестиционные циклы будут запущены у многих предприятий. Снова вернется стройка, а это довольно большой кусок нашего бизнеса. Поэтому и в b2b во второй половине года ситуация должна поменяться в лучшую сторону.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию