На прошлой неделе любители ралли наблюдали за вторым, норвежским этапом сезона. А стартовал чемпионат не традиционными шпильками Монте-Карло, а ирландским этапом. FIA пытается ротировать места проведения гонок, но и это уже, похоже, не идет на пользу мировому раллийному первенству, которое в его нынешнем виде давно не нужно его участникам.
Вот и в Ирландии пятикратный чемпион мира француз Себастьен Лёб поставил под сомнение интригу всего сезона. На финише он привез полторы минуты Даниэлю Сордо, который также едет на Citroen. Третьим по итогам этапа оказался Микко Хирвонен на Ford.

Потрепало всех, остались немногие

Нынешний, уже 37-й по счету чемпионат мира по ралли (WRC) — последний. Точнее, последний в нынешнем виде. Уже в 2010 году в зачете WRC появятся новые, более доступные и простые автомобили класса Super2000+. Уход по окончании прошлого сезона из ралли Subaru и Suzuki стал для Международной автомобильной федерации лишь еще одним поводом изменить формат гонок: в нынешнем чемпионате мира остались всего две заводские команды: Citroen и Ford. У каждой из них есть еще дочерняя «конюшня» — Citroen Junior Team и Stobart Ford. Плюс еще в зачете производителей участвуют две частные команды: Munchi`s Ford (тоже на автомобилях Ford) и Adapta Rally — норвежская «конюшня», которая, впрочем, использует Subaru Impreza (так что утверждать, что гонки остались совсем без японских машин, пожалуй, все же было бы неправильно).

И все-таки экономический кризис сказался и на раллийных гонках. Крупнейшие команды были вынуждены впопыхах сокращать гоночную программу на 2009 год. Так, Honda выставила свою команду «Формулы-1» на продажу. Правда, в FIA уверены: «конюшня» успеет найти себе нового спонсора и сменит имя за то время, что осталось до старта первого этапа чемпионата — Гран-при Австралии (Honda Racing F1 Team даже вошла в официальный список участников нового сезона). Кроме того, на днях команда Mitsubishi сообщила, что больше не будет участвовать в ралли-рейдах. Провал заводских прототипов Mitsubishi на последнем Дакаре подтолкнул «конюшню» к прекращению выступлений во всех соревнованиях по ралли-рейдам. Формулировка, как и у всех: необходимость рациональнее использовать имеющиеся ресурсы. Короче говоря, кризис на дворе. Ну а в самих раллийных гонках, как уже говорилось выше, незадолго до Нового года, буквально в два дня, объявили об уходе из WRC Subaru и Suzuki — по финансовым соображениям.

В чем интрига?

Многие задаются вопросом: а есть ли вообще во всем этом смысл? Чемпион последних пяти сезонов Себастьен Лёб, если ничего не случится, выиграет чемпионат и в шестой раз. Команд и, соответственно, конкурентов все меньше. Любопытно, что оставшиеся в гонках машины Ford, если не считать трех побед в первенстве производителей (то есть, в соревновании команд), за всю 37-летнюю историю личного зачета раллийного чемпионата мира были первыми всего один раз. В далеком 1981 году эту победу одержал финн Ари Ватанен. Но в ралли логическому объяснению поддается немногое. Например, по результатам социологических опросов одним из самых популярных гонщиков всех времен считается шотландец Колин Макрей, погибший полтора года назад. Он был чемпионом мира всего однажды — в 1995 году, но серия компьютерных игр Colin McRae Rally является одной из наиболее коммерчески успешных в своем жанре.

Но вернемся к поиску интриги. В этом сезоне для российских раллийных фанатов она будет в том, что в составе команды Citroen Junior Team среди четырех пилотов, которые станут сменять друг друга по ходу первенства, окажется и наш соотечественник Евгений Новиков. Его дебют придется как раз на норвежский этап. Новиков будет выступать на таком же автомобиле, как и чемпион Себастьен Лёб. Правда, дебют, по всей видимости, получится непростым: ралли Норвегии, сменившее ралли Швеции,— хороший шанс для Ford, который на снегу традиционно лучше Citroen.

Накануне больших перемен

Итак, в 2009 году болельщиков ждут 12 этапов. Ни один из них, кстати, не повторится в сезоне 2010 года — FIA теперь будет ротировать этапы еще активнее. Делается это для общего снижения расходов команд, которым не придется теперь соревноваться в предельно жестком режиме, успевая всюду. Помимо зачета пилотов, чемпиона определят и в двух младших классах: Production и Junior.

Что же касается сезона 2010 года и автомобилей Super2000+, то раллийные гонки, очевидно, будут развиваться по пути сокращения издержек. Машины Super2000+ в два-три раза дешевле нынешних болидов WRC и оснащаются унифицированной полноприводной трансмиссией с механическими дифференциалами. Беда в том, что решение мирового совета FIA о запрете с 2010 года категории WRC ставит команды в трудное положение — автомобили категории S2000+ есть только у Peugeot, FIAT и Skoda. Эти команды в разное время покинули WRC и сейчас выступают в других чемпионатах, самым известным из которых является серия IRC. А у Citroen с Ford автомобилей Super2000+ нет.

Справка. В WRC определяющим победителя фактором является время. Автомобили стартуют по очереди, с интервалом в одну или две минуты согласно установленному таймеру, с которого и фиксируется время прохождения участка. Экипажи не встречаются друг с другом на трассе. После прохождения всех спецучастков водитель, показавший наименьшее время в сумме, признается победителем.

Личный зачет чемпионата
МЕСТОПИЛОТОЧКИ
1Себастьен Лёб10
2Даниэль Сордо8
3Микко Хирвонен6
4Хеннинг Сольберг5
5Крис Аткинсон4
6Себастьен Ожье3
7Мэттью Уилсон2
8Халид Аль-Кассими1
Сезон 2009 года
ЭТАПДАТАРАЛЛИ
2 этап13–15 февраля Ралли Норвегии
3 этап13–15 мартаРалли Кипр
4 этап3–5 апреляРалли Португалии
5 этап24–26 апреляРалли Аргентины
6 этап22–24 маяРалли Сардинии
7 этап12–14 июняРалли Акрополис
8 этап26–28 июняРалли Польши
9 этап31 июля–2 августаРалли Финляндии
10 этап4–6 сентябряРалли Австралии
11 этап2–4 октябряРалли Каталонии
12 этап23–25 октябряРалли Уэльса