Год Испании в России сулит сюрпризы
Король Испании открывает год этой страны в России, насыщенный культурными событиями, но не обещающий прорыва в экономических отношениях
Читать на полной версииВизитом испанской королевской четы в Санкт-Петербург начинается Год Испании в России. Король Хуан Карлос I и королева София открывают в пятницу в Эрмитаже впечатляющую выставку из музея «Прадо», самую большую за всю историю, проводимую за пределами Испании. Лишь в 1939 из Испании вывозили больше полотен прославленного музея. Тогда, во время гражданской войны, войска путчистов подступали к Мадриду, город ежедневно подвергался бомбардировкам, и картины было решено спасать в Швейцарии. Ныне многое из того, что тогда было спасено, впервые предстанет перед российской публикой.
Если бы Год Испании в России (и соответственно Год России в Испании) ограничился только этой выставкой, он уже стал бы важным событием в двусторонних отношениях. В действительности испанцы воспользовались этим поводом, чтобы представить в России свои самые успешные проекты и самых успешных людей. В рамках года Испании у нас побывают самый известный испанский актер Хавьер Бардем, испанский архитектор с мировым именем Сантьяго Калатрава, шеф-повар Ферран Адриа, чей ресторан El Bulli неоднократно признавался лучшим в мире.
За официальными речами, которые уже были и еще наверняка станут произноситься в ближайшие дни, осталось незамеченным, что все эти и многие другие масштабные планы в конце прошлого года оказались буквально на волоске вслед за высылкой из Испании двух российских дипломатов, на которую Москва ответила высылкой двух испанских. Однако в последний момент стороны договорились не раздувать шпионский скандал.
При организации Года России в Испании и Испании в России упор был сделан на сотрудничество в области культуры. Совместных бизнес-проектов, сравнимых по масштабу с открытием завода Peugeot/Citroen в Калуге во время проведения Года Франции в 2010 г., с испанцами не запланировано. Это отражение реального положения дел: объем торгово-экономических связей России и Испании удручающе мал. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2010 году внешнеторговый оборот России с Испанией составил чуть более 7 млрд долларов. Меньше Россия наторговала в прошлом году только с самыми бедными странами ЕС, Румынией и Болгарией. Торговый оборот с той же Францией был в три раза больше, чем в случае с Испанией, — 22,6 млрд долларов.
«Испания пока не входит в число крупнейших инвесторов в российскую экономику, — сказал в пятницу вице-премьер Александр Жуков, курирующий с российской стороны Год Испании. — Объем инвестиций за последние три года постоянно увеличивался, но пока он не слишком велик», — дипломатично заметил вице-премьер, по данным которого этот объем в 2010 году составил около 120 млн долларов.
Отчасти явное несоответствие межгосударственного экономического сотрудничества потенциалам двух стран компенсирует частная инициатива, дал понять в интервью BFM.ru Хуан Хосе Эррера, посол МИД Испании по особым поручениям, который курирует организацию года Испании в России и России в Испании.
«Вы не представляете, скольких я знаю бизнесменов из России, купивших дома в Испании», — говорит дипломат, проработавший много лет в посольстве в Москве. Постоянно проживающая в этой стране русскоязычная община составляет четверть миллиона человек. По данным агентства DOKI, в 2009 году россияне потратили на покупку недвижимости в Испании 2 млрд евро. Если добавить к этому расходы полумиллиона россиян, ежегодно посещающих Испанию, то получится сумма одного порядка с товарооборотом наших стран. В этом смысле проведение Года Испании в России, который можно назвать масштабным рекламным проектом страны, имеет прямой коммерческий смысл.
Как преодолеть «черную легенду»
Россию и Испанию Хуан Хосе Эррера называет «двумя культурными супердержавами», а себя — большим поклонником русской культуры и «великой русской классики» (эти слова посол, дававший интервью на испанском языке, произнес по-русски). Тот факт, что полотна из «Прадо» выставлены не в Москве, а в Эрмитаже, не должен удивлять и обижать столичную публику. «Откровенно говоря, в России есть только один аналог «Прадо», и это «Эрмитаж», — сказал посол (москвичи получат утешительный приз в виде большой выставки Сальвадора Дали в Пушкинском музее предстоящей осенью). А вообще география проведения Года Испании в России обширна, она включает в себя не только обе столицы, но Калининград с Владивостоком, Казань, Калугу, Магнитогорск и Мурманск.
Помимо богатого культурного наследия, Россию и Испанию сближают исторические параллели. Если даже не касаться того, что две самые кровопролитные гражданские войны ХХ века произошли именно в России и Испании, и оба государства значительную часть минувшего столетия провели под властью тоталитарных режимов (г-н Эррера дипломатично уклонился от обсуждения этой темы), то в более отдаленном прошлом можно вспомнить славную историю отражения нашествия войск Наполеона — тогда, почти 200 лет назад, русские и испанцы фактически выступали как союзники.
Отчасти историческое сходство объясняется географическим расположением обеих стран, на европейских окраинах. Вероятно, с этой периферийностью связаны и многочисленные стереотипы. В испанской историографии закрепилось понятие la leyenda negra, «черная легенда». Имеется в виду образ Испании, составленный за ее пределами еще в XVI веке, когда испанцы подавляли освободительное движение в Нидерландах, а фламандские пропагандисты и их английские союзники публиковали многочисленные памфлеты, изобличавшие зверства колониальных войск Испании и нравы ее правителей.
Кстати, многое из того, что в тех памфлетах писалось, вполне соответствовало действительности. Но образ страны сохранился на многие века, даже после того, как Испания уже перестала быть колониальной державой. В ХХ веке диктатура Франко также не способствовала популяризации Испании в мире. Все это породило у современных испанцев нечто вроде комплекса неполноценности, и в этом отношении они мало отличаются от россиян. Разница лишь в том, что в России власти безуспешно тратят на развенчание «черной легенды» о нашей стране десятки миллионов долларов, в то время как испанское правительство не помышляет о создании чего-то похожего на пропагандистский телеканал Russia Today (который, кстати, вещает и по-испански).
В этом смысле параллельные годы Испании в России и России в Испании могут помочь нам и испанцам ко взаимной пользе преодолеть наиболее расхожие стереотипы. «Россияне должны избавиться от впечатления, что Испания это только пляжи и солнце, а испанцы — перестать думать, что Россия — вечно холодная страна, где говорят на сложном языке. Реальность намного богаче и сложнее», — считает посол Эррера.
«Наша дружба пахнет нефтью»
К числу упомянутых послом сложностей в двусторонних отношениях относится явно недостаточный уровень экономического взаимодействия, говорит г-н Эррера. Во многом это связано с традиционной ориентированностью испанских бизнесменов на рынки Америки и других европейских стран. Но ситуация, считает посол, небезнадежна.
Основой экономического сотрудничества пока являются поставки российских энергоносителей в Испанию. «Мне доводилось слышать, как испанцы говорят: наша дружба пахнет нефтью. От этих клише пора уходить», — убежден дипломат. Испания — лидер в целом ряде современных направлений — от скоростных железных дорог, по протяженности которых занимает первое место в Европе, до возобновляемых источников энергии, — могла бы помочь России с ее модернизационными планами. «Аэропорты, автомобильные и железные дороги, транспорт, в том числе высокоскоростные поезда, вокзалы, больницы, городское хозяйство, включая системы переработки воды и отходов», — перечисляет возможные области сотрудничества Эррера.
Некоторые потенциально интересные проекты, кстати, не требуют больших инвестиций. Взять, например, опыт Барселоны по преодолению пробок и загрязнения атмосферы. Испанцы предпочитают действовать не с помощью запретов, а путем создания новых возможностей. В частности, предусматривается значительно расширить сеть стоянок такси. Это будет способствовать тому, что таксисты перестанут кружить по улицам Барселоны в поисках клиентов, рассчитывают в мэрии.
Подобный опыт пришелся бы весьма кстати и в Москве. «Моих российских коллег, побывавших в Мадриде и Барселоне, впечатлила система организации транспорта. В этих городах тоже есть пробки, но стоять, как правило, приходится не более двух-трех минут», — рассказывает Эррера.
Тому, как сделать городской транспорт быстрее, а жизнь в мегаполисах проще, будут посвящены несколько архитектурно-урбанистических выставок, запланированных в рамках Года Испании в России и России в Испании. Одна из них так и называется: «Испания. Город». Выставки расскажут, в частности, об опыте города Авилес в провинции Астуриас. Местные власти решили последовать общемировой тенденции и избавиться от крупных промышленных предприятий, вроде завода империи ArcelorMittal, сделав Авилес чище и зеленее. Вместо чадящих заводов в Авилесе появился Центр инноваций. Предполагается, что когда российские музейщики в качестве ответного жеста повезут полотна в Испанию, картины разместят в художественной галерее этого провинциального города с населением в 85 тысяч человек.
Представлять достижения испанской архитектурной и градостроительной мысли поручено «тяжелой артиллерии» — в Россию приедет знаменитый архитектор Сантьяго Калатрава. Он работает по всему миру, но наиболее известен, пожалуй, построенный им в родном городе Валенсия гигантский комплекс «Город Науки».
Вообще, с уровнем представительства с испанской стороны все в порядке. Не исключено, что испанскую гастрономию в России будет представлять основоположник молекулярной кухни Ферран Адриа. По словам Хуана Хосе Эрреры, с каждым годом на учебу в Испанию, в основном в Мадрид, Барселону, а также Страну Басков, приезжает все больше поваров из России. Одни из самых востребованных — курсы при сверхпопулярном барселонском ресторане Hoffmann.
За испанские кино и театр в России будет отвечать оскароносец Хавьер Бардем и другие известные в Испании, но не столь популярные у нас актеры, снимавшиеся, в том числе, в фильмах Педро Альмодовара. Бардем и его труппа везут в Россию два спектакля по мотивам произведений Лорки. Любопытно, что кинематографическую часть Года Испании в России спонсирует Bosco di Ciliegi, компания, которая до сих пор ассоциировалась не с Испанией, а с Италией.
«Лучший турист — русский турист»
Число россиян, приезжающих в Испанию, перевалило за полмиллиона, 450 тысяч — это туристы из России. На общем фоне — почти 53 млн человек за 2010 год — это вроде бы немного, но г-н Эррера упирает на качество приезжающих из России в страну, для которой туризм — один из основных источников пополнения казны (в 2009 году на туризм приходилось 10,3% испанского ВВП — самый низкий уровень в новейшей истории). Несмотря на часто возникающие трудности с общением, русский турист в глазах испанцев — это хороший турист: «Он не создает проблем, часто потребляет больше, чем ему необходимо. Так же, как испанцам, ему нравятся простые радости жизни, он неприхотлив, хотя может быть и привередой».
Россияне внесли немалый вклад в наметившееся в прошлом году восстановление турпотока в Испанию вообще (+1,4% по сравнению с кризисным 2009 годом) и Мадрида, в частности. Отчасти этому способствовала более либеральная визовая политика испанских консульств в России, выдающих нашим туристам мультивизу. «Меня поражает уровень образования и познаний об Испании среднего российского туриста в Мадриде. Люди из России приезжают прикоснуться к великой культуре, посмотреть на памятники архитектуры, побывать в музеях, а не только есть и пить, хотя они знают толк и в этом», — рассказывает мадридец Эррера.
Год Испании в России и России в Испании призван углубить представление друг о друге. «У двух стран с таким хорошим уровнем политического взаимодействия есть большой потенциал для наращивания экономического, торгового, научного и образовательного сотрудничества. Есть много сфер, которые мы можем развивать, и я убежден, что на этом пути, нас ждут большие сюрпризы», — говорит посол по особым поручениям.