Нынешней студеной зимой обошлось без сообщений о замерзших банкоматах, хотя минувший февраль, похоже, выдался самым холодным за десятилетие. И это странно: и в прошлом, и в позапрошлом году недостатка в информации о том, что банкоматы из-за холодов выходят из строя, не было.

«В прошлом году была информация о случаях замерзания банкоматов, проблемы испытывали, в том числе, и крупные банки. В этом году зима тоже достаточно холодная, однако пока о серьезных сбоях мы не слышали», — подтвердил наблюдения BFM.ru Дмитрий Погодин, менеджер по развитию бизнеса «Диболд Селф-Сервис», российской «дочки» американского производителя банкоматов Diebold. На российском рынке продукция этой компании занимает второе место после банкоматов NCR. Погодин и сам прошлой зимой как-то раз не смог снять деньги в замерзшем банкомате.

При этом ни холод, ни жара для нормальной работы банкоматов помехой быть не должны, но только в том случае, если они правильно установлены. «Если соблюдаются прописанные производителем технические регламенты, проблем не будет. Если же банки в попытке сэкономить закрывают на что-то глаза, возможны сложности», — говорит Погодин.

Не дожидаясь морозов, в Бин-банке оборудовали холодные помещения тепловыми завесами, рассказал BFM.ru начальник управления инфраструктуры банка Вадим Зуев. Похожие меры предосторожности приняли в банке ВТБ24. «Мы переместили банкоматы в места с хорошим обогревом. Если банкомат стоял в тамбуре, его перевели вглубь помещения или сами тамбуры оборудовали тепловой защитой, чтобы температура не опускалась ниже плюс 10 градусов», — сообщил Алексей Дегтярев, начальник управления сети самообслуживания банка ВТБ24.

10 градусов тепла — нижняя отправная точка, когда производители гарантируют бесперебойную работу банкомата в помещении. «В документации Diebold четко говорится, что температура внутри сейфа банкомата должна поддерживаться на уровне не ниже 10-ти градусов», — рассказывает Дмитрий Погодин. «Зимой сервисные специалисты приезжают с термометром, и если температура воздуха ниже 10 градусов, они разворачиваются и уезжают», — подтверждает Алексей Дегтярев из ВТБ24. Банк работает с двумя поставщиками банкоматов: NCR и Wincor Nixdorf.

Diebold выпускает банкоматы двух типов. Первый предназначен для работы внутри банковских офисов и рассчитан на температуру окружающей среды от плюс 10 до 45 градусов. Вторая разновидность — уличные или, как их еще называют, черезстенные банкоматы. Их «лицевая» часть (монитор, клавиатура, презентер, выдающий деньги, принтер для чека) находится на улице, а сейфовые «внутренности» — в теплом помещении банка. «Такие банкоматы могут работать в диапазоне уличных температур от минус 35 до плюс 54 градусов, — рассказывает Погодин. — Но сотрудники банков должны понимать, что если температура в зоне сейфа опустится ниже 10 градусов, они могут столкнуться с замерзанием некоторых узлов, что мы и видели в некоторых случаях в предыдущие годы».

Недавно компания представила банкомат, который и вовсе не требует привязки к теплому помещению. Он работает в диапазоне уличных температур от минус 35 до плюс 54 градусов. Аппарат, оборудованный функцией подогрева, предназначен для территорий, которые в силу климатических условий считались бесперспективными для развертывания банкоматных сетей. Это холодные регионы вроде Канады, Дальнего Востока и Сибири, а также страны со значительными перепадами дневных и ночных температур, например, Казахстан и Монголия.

Возвращаясь к разговору о более привычных нам банкоматах для обычного, а не экстремального климата. За последние годы грамотность сотрудников банков повысилась: они монтируют банкоматы в соответствии с требованиями производителей, устанавливают в помещениях устройства обогрева, устраняют щели и сквозняки, констатируют в «Диболд Селф-Сервис».

Если банкомат все-таки замерз, то у него дубеют пластиковые и резиновые детали, в том числе транспортный механизм, перемещающий деньги из кассеты к презентеру. У клиента паника: вроде бы операция одобрена, а банкомат деньги не выдает. «Волноваться не стоит: несанкционированной и бесконтрольной выдачи либо невыдачи денег быть не может. Все операции фиксируются. Банкомат после внутренней диагностики обнаруживает ошибку, на процессинг поступает сигнал, и банкомат выводится из состояния обслуживания», — рассказывает Дмитрий Погодин.