Портал BFM.ru и рекомендательная система «Имхонет», экспертами которой выступают многочисленные кинозрители, продолжают совместный проект. Еженедельно по четвергам мы представляем рейтинг кинофильмов, основанный не на бокс-офисах, не на бюджетах фильмов, а на показателе удовлетворенности зрителей — каждый вышедший на большие экраны фильм оценивают от 20 до 50 тысяч пользователей «Имхонета».

Съемки фильма по одному из лучших романов Виктора Пелевина «Generation П» начались в конце 2006 года. Режиссер Виктор Гинзбург признался, что путь ленты к зрителям несколько затянулся по причине финансовых проблем, поскольку авторам фильма приходилось рассчитывать исключительно на собственные силы. Бюджет ленты составил 7 млн долларов.

За плечами героев фильма — пионерское детство последних десятилетий застоя, подарившее им вкус «Пепси-Колы» в стеклянных бутылках 0,33 новороссийского разлива. Это был не просто газированный напиток (которому мог, в принципе, составить конкуренцию и советский «Байкал»), это была надежда на открытие «железного занавеса», за которым и изобилие, и свобода.

И в 1990-ые волна новой жизни накрыла всех с головой, избавив от иллюзий и обесценив прежние идеалы. Оказавшись в водовороте исторических событий постсоветского пространства, герой фильма — Вавилен Татарский — становится новомодным рекламным крэйтором, которые адаптирует рекламные ролики к российскому менталитету и пытается познать тайну своего призвания.

Его глазами (в роли Татарского — Владимир Епифанцев), поэта и типичного представителя «поколения Пепси», зритель увидит восстановленную до мелочей картину Москвы двадцатилетней давности.

Умный, местами очень смешной, насыщенный спецэффектами и откровениями (например, «любой политик — это телепередача») фильм делает простой и понятной сложную историю о том, как формировалось «поколение Пепси», которое в итоге выбрало Соса Cola.

Фильм «Generation П» во многом строится на галлюцинациях: взять хотя бы речь Че Гевары о разрушительной роли телевидения.

В интервью Би-Би-Си в феврале этого года Виктор Гинзбург сказал: «Я считаю, что все искусство должно иметь социальный и политический контекст, иначе это просто декоративная пустышка. Если посмотреть на любое искусство вне контекста времени, оно теряет смысл. Так что «Generation П» — очень современная история. Все вопросы виртуальной политики, которые Пелевин задал тогда, актуальны по сей день».

В отличие от романа, действие которого в 1990-е заканчивается, киноистория продолжается и в наши дни. «Мне кажется, вавиленов татарских достаточно много в нашей повседневной жизни. А вообще, этот роман уходит в утопию. Грань между реальностью и фантазией стирается, и в этом одна из задач фильма. Ведь в конце концов, Вавилен Татарский становится земным мужем богини Иштар. У него очень серьезная ответственность, из этой масонской ложи просто так не выйти. И вопрос «Кто же за этим всем стоит?» становится главным», — объясняет режиссер.

Премьерный показ

Четверг, 14 апреля, вообще богат на премьеры. Сегодня на большой экран выходит фильм режиссера Джо Райта «Ханна» (США, Великобритания, Германия). Героиня фильма — 14-летняя Ханна — выросла в лесу на севере Швеции. Она не знает, что такое Интернет, телевидение, модная одежда и общение со сверстниками. Но зато она супергероиня: не боится холода и голода, запросто может подстрелить из лука крупную дичь и владеет такими приемами, против которых не могут устоять даже хорошо тренированные люди. Все это — результат воспитания отца, который некогда был агентом «Штази», перевербованным ЦРУ. Он давно уже живет отшельником и мечтает отомстить своим бывшим работодателям из Лэнгли. И орудием мщения должна стать Ханна.

Еще одна премьера этой недели — фильм «Артур» режиссера Джейсона Уайнера. Артур Бэч, попадая в жизненные передряги, всегда полагался на свое огромное состояние и здравомыслие собственной няньки Хобсон. Но теперь ему придется сделать выбор между браком по расчету, который еще более укрепит его финансовое положение, и неопределенным будущим с единственным, что нельзя купить за деньги, — прекрасной Наоми, любовью всей его жизни. Артур бросается как в омут в самое рискованное приключение всей своей жизни и наконец узнаёт, что значит быть настоящим мужчиной.

В четверг на экраны столичных кинотеаторов выходит и «Линкольн для адвоката» (режиссер Брэд Фурман). Это еще одна попытка пощекотать нервы зрителей. Адвокат Микки Хэллер (Мэттью МакКонахи) ведет свою практику на заднем сиденье своего Линкольна, большинство дел — мелочь, но вдруг приходит заказ от знаменитого Луи Руле (Райан Филипп) из Беверли-Хилз, обвиняемого в убийстве. Это дело становится для Микки смертельно опасным испытанием.

Лента «Убить Боно» — комедия, героями которой являются Ник (Бен Барнс) и Айвен (Роберт Шиэн) из Дублина, мечтающие стать мировыми рок-звездами. Парни организовывают музыкальную группу, но их бывшие одноклассники под руководством Боно уже создали группу U2. Среди сегодняшних премьер — это единственный «легкий» фильм.

Чего не скажешь о картине «Путь домой», которая тоже выходит на российские экраны 14 апреля. Режиссер Питер Уир («Общество мертвых поэтов», «Шоу Трумана» и др.) рассказывает о побеге нескольких заключенных из ГУЛАГа. Сценарий фильма создан по мотивам мемуаров поляка Славомира Равича «Долгое путешествие: Подлинная история о пути к свободе» (The Long Walk: The True Story Of A Walk To Freedom). Нет доказательств, подлинные или вымышленные события легли в основу книги, но фильм (в нем снялись Колин Фаррел, Эд Харрис, Марк Стронг и Сирша Ронан) заслуживает внимания.

Призы зрительских симпатий

Лучшим фильмом прошлой недели зрители признали «Звуки шума» (Швеция, Франция): ему поставли 8,3 балла. Картина снята в прошлом году, ее бюджет составил 5,8 млн долларов.

Офицер полиции Амадей Варнебринг родился в музыкальной семье с многолетними традициями, воспитавшей немало великих музыкантов. Сам Амадей ненавидит музыку, но ему придется сражаться с музыкальными террористами.

Дело в том, что группа из шести «запрещенных» барабанщиков под предводительством гениальной Санны начинает полномасштабную атаку на город. Они используют здания, разнообразные механизмы и непрерывный шум улиц в качестве своих музыкальных инструментов. Эта новая форма искусства приводит к хаосу, и только Амадей может вернуть гармонию и порядок. Война на чужом поле оказалась под силу главному герою потому, что он влюблен в Санну.

На второй строчке рейтинга зрительских симпатий — «Свалка» (Бразилия, Великобритания), на создание которой было потрачено 1,5 млн долларов. Картина собрала в прокате 255 тысяч 236 долларов. Люси Уокер создала один из лучших документальных фильмов сезона, о чем свидетельствуют приз публики на американском «Сандэнсе», потом в Берлине (где также был удостоен награды Amnesty International). Фильм также был номинирован на «Оскар» (лента соперничала с «Выходом через сувенирную лавку» Бэнкси, но оба фильма уступили статуэтку «Внутренней работе» Чарльза Фергюссона, фильму о финансовом кризисе).

Кинокритик Антон Долин пишет, что «Свалка» совмещает два весьма популярных в документалистике жанра — «почтительно-созерцательный фильм о современном искусстве и правозащитное кино об отбросах общества».

Модный нью-йоркский художник Вик Мунис возвращается на историческую родину, в Бразилию, чтобы воплотить необычный замысел. Он отправляется на самую большую свалку мира, поблизости от Рио-де-Жанейро, и знакомится там с катадорес —живущими на мусорной куче деклассированными элементами, которые зарабатывают на жизнь тяжелым и неблагодарным трудом: сортировкой отходов.

«Замысел Муниса формируется по мере погружения в непростую, но увлекательную жизнь мусорщиков. Он выбирает самых фактурных из них, чтобы сделать сначала фотопортреты, а затем превратить снимки в многофигурные монументальные полотна... созданные при помощи мусора. Люди, занимающие низшую ступень в иерархии отнюдь не благополучного социума, становятся героями псевдо- и неоклассического искусства, — пишет Долин. — Люси Уокер нашла отличный сюжет, и смогла превратить его в увлекательную историю с отчетливым мессиджем: искусство способно повлиять на жизнь».

На третьей строке рейтинга предпочтений на этой неделе — мультик «Рио 3D», который лидировал семь дней назад.

В десятке лучших по сравнению с прошлой неделей произошли некоторые изменения: так, «Ринго» переместился с шестой на девятую строчку, «Обратное движение» — с восьмой на десятую, а ленты «Счастье мое» и «Астрал» вообще покинули список лучших.

ТОП-10 самых высокооцененных фильмов прошлой недели


Список аутсайдеров недели

В самом незавидном положении оказался на прошлой неделе «Кукарача 3D», собравший тем не менее 3,5 млн долларов при бюджете в 4,5 млн долларов.

«Жалко потраченных денег, — пишут зрители. — Нет никакого сюжета, какие-то оторванные друг от друга диалоги, страшненькие герои, несмешные шутки... 3Д откровенно отвратный, глаза то собираются в кучку, то, наоборот, норовят расползтись по сторонам — того и гляди заработаешь косоглазие. Двуногие и двурукие тараканы, с усами, торчащими откуда-то из лица. Усы — это вообще единственный намек на то, что это все-таки насекомые. Никаких эмоций на их «лицах» нет по определению, только рты разевают да по сторонам зыркают. 20 минут я на что-то еще надеялась. Еще через 20 минут мы просто встали и вышли из зала».

На шестой строке рейтинга аутсайдеров, что само по себе обнадеживает, «Криминальная фишка от Генри» (бюджет картины — 12 млн долларов) с Киану Ривзом и Верой Фармига.

Генри недоволен скучной работой, не верит в возможность изменений в своей унылой жизни. Но просьба от не очень хорошего знакомого постоять на крылечке одного из банков приводит героя к обвинительному приговору и четырем годам несвободы. Генри решил исправить ошибку правосудия, воплотив в жизнь то ограбление, которое он не совершал, но был за него осужден.

«Фильм на любителя и под настроение. Я оказалась любителем, и как раз в нужном настроении. Неторопливый фильм, с незамысловатым сюжетом. С постаревшим Киану (сразу вспомнилась фотография, ранее покорившая Интернет, где он сидит на скамейке с грустным лицом), без криков, беготни и суматохи. И это все создает очень добрый и жизнеутверждающий фильм. Легкий не пошлый юмор. Неплохая игра актеров. Приятная музыка. И после просмотра хочется вновь задуматься о своей мечте», — делится впечатлениями зритель.

На седьмой строке — римейк «Служебный роман: Наше время». Несмотря на массу критических откликов, общие сборы фильма составили 12,3 млн долларов.

Замыкают список три ленты: «Железный рыцарь» (с солидным бюджетом в размере 25 млн доларов), «Балбесы 3D» и «Запрещенный прием» (которому зрители поставили оценку 6,78).

У «Запрещенного приема» больше всего шансов растопить сердца зрителей. Режиссер фэнтези Зак Снайдер рассказывал, что эта история появилась как продолжение одного его сценария. «Там героиню силой принуждают танцевать перед публикой, и она закрывает глаза, представляя себе иной мир, куда уносит ее воображение. Я уже не помню, как эти наброски попались на глаза, но я снова перечитал это и подумал, что из этого можно сделать вполне полноценную историю», — сказал он и сделал. Всего за 82 млн долларов.

ТОП-10 самых низкооцененных фильмов прошлой недели