Такое мнение высказали опрошенные BusinessFM эксперты

Генпрокуратуре не понравилось, что конечными собственниками аэропорта являются кипрские компании. При этом такая же структура владения почти у всех российских крупных холдингов.

По данным Генпрокуратуры, конечными владельцами аэропорта «Домодедово» являются кипрские компании. Именно поэтому руководство аэропорта не желает раскрывать имён реальных собственников — их деятельность выходит из-под Российской юрисдикции, уверены в ведомстве. Прокуратура предлагает законодательно запретить участие иностранцев «в управлении стратегическими транспортными предприятиями». Стратегически важных предприятий имеющих холдинговую структуру и конечных собственников на Кипре — в России большинство, говорит управляющий партнер компании «Дювернуа Лигал» Егор Носков:

«Я бы сказал, что в России, примерно, 80 процентов холдингов кипрских, для холдингов первого уровня, так называемого. То есть, тех компаний, которые напрямую владеют российскими компаниями. Само по себе использование кипрских компаний не дает никакого сокрытия доходов. Дело в том, что через кипрские холдинги удобнее выплачивать дивиденды, потому что ставка — 5%, вместо 15. Никакой оптимизации налогов через использование оффшоров в текущей деятельности российских предприятий, в том числе и аэропортов, получить невозможно. Потому что если оффшор работает на территории Российской Федерации ,то он обязан встать на налоговый учет и выплачивать все российские налоги. И избежать этого, просто, невозможно».

В ходе IPO акционеры Домодедова рассчитывают привлечь миллиард долларов, отдав в руки инвесторов 25% акций. Именно IPO, а не теракт, произошедший в аэропорту, заставляет прокуратуру быть более активной, считает соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов:

«Мне представляется, что, по сути говоря, эти события напрямую связаны, потому что Домодедово управлялось и так там не одно десятилетие и тут, вдруг, решили проверить его с особой тщательностью. Поэтому, я думаю, что, действительно, с IPO будут сложности и, скорее всего, есть большие шансы на то, что мы увидим, все-таки, три аэропорта под одним управлением в том или ином виде. Правда, может быть не сейчас, а где-нибудь, там, через полтора-два года».
Ранее к акциям аэропорта, по данным СМИ, проявили интерес крупнейшие международные инвестфонды. Теперь, если инвесторы отважатся покупать - вполне возможно, что миллиарда на размещении Домодедово не заработает, говорит аналитик компании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин:

«Конечно, есть некая, может быть, нервозность со стороны иностранных инвесторов в такой ситуации. Вопросы возникают, с точки зрения правовых рисков для сторонних инвесторов и это может вылиться в некий дисконт к продаже акций. Если у компании много иностранных инвесторов, много фондов, то конечно, когда государство взяло курс на повышение прозрачности и улучшения инвестиционного климата, важно, чтобы права иностранных инвесторов соблюдались».

С другой стороны, полагают эксперты, если у прокуратуры будут вопросы по структуре владения акциями — до биржи 25% компании могут и не дойти.

Елена Иванкина, BusinessFM