Радиостанция Business FM и деловой портал BFM.ru провели в Москве очередную конференцию для руководителей бизнеса. Она называлась «Современный бизнес в России. Стратегии выхода на новые рынки: возможности или угрозы?»

Есть ли смысл в современной экономической обстановке расширять бизнес? Какие сложности и угрозы ожидают компании на этом пути? Что нужно учитывать, чтобы не столкнуться с непреодолимыми препятствиями? На эти и другие вопросы попытались ответить участники конференции, делясь собственным опытом.

Главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова считает, что ситуация для расширения бизнеса в нашей стране сейчас достаточно благоприятная. И это несмотря на некоторые отнюдь не позитивные макроэкономические показатели: объем чистого оттока капитала из России в 2010 году составил 38,3 млрд долларов, незаконный вывоз капитала из России по итогам 2010 года — 37,6 млрд долларов; в банках сейчас избыточная ликвидность, а налоговая нагрузка на бизнес растет.

«Ситуация благоприятна, поскольку сейчас наблюдается высокий рост потребительского спроса. Он финансируется бюджетными ассигнованиями — накануне выборов социальные гарантии играют очень важную роль с точки зрения воздействия на настроения электората. Сейчас спрос растет особенно в сегменте недорогих потребительских товаров. А потому — для продуктовых ритейлеров, к примеру, в течение этого года и первой половины следующего складывается достаточно благоприятный фон», — объяснила BFM.ru Наталия Орлова.

В России потребительский спрос стимулируется в том числе на кредитные деньги. Банки в апреле увеличили кредиты физлицам на 2,9%. С начала года, в январе-апреле объем выданных физлицам займов вырос на 5,7%.

Наталия Орлова прогнозирует, что банки вскоре начнут смягчать требования к заемщикам при выдаче кредитов. «Налоговая нагрузка повышается, а значит, мы будем наблюдать «уход» заработных плат в тень, — поясняет свою точку зрения Наталия Орлова. — Для банков это очень большой вызов, потому что качество заемщика оценивают в том числе по уровню официальной зарплаты. Многие банки встретятся с новыми реалиями бизнеса. И им нужно будет пересматривать свои стандарты. Скорее всего, они должны будут поступиться своими жесткими требованиями и пойти навстречу потребителю. В секторе потребительского кредитования среди банков очень большая конкуренция».

Однако при развитии бизнеса в России компании неизменно сталкиваются с одной проблемой — высоким уровнем издержек. Сейчас он примерно сравним с аналогичным показателем стран третьего мира, в частности, африканских, рассказала BFM.ru Наталия Орлова. Взять к примеру соотношение стоимости подключения к сетям энергоснабжения и подушевого дохода ВВП. «В развитых странах, например, в Европе, этот показатель примерно равен тысяче. А в России — 45 тысяч. Это поразительно, что мы по этому показателю находимся на уровне страны третьего мира с неразвитой инфраструктурой», — говорит Орлова.

Это свидетельствует о том, что в России проблемы с инфраструктурой и уровень предложения сетей для подключения низок. Кроме того, этот показатель отражает и административные издержки, на которые, в частности, влияют и чиновники. «Инфраструктурные проекты можно реализовать. Но если к ним по-прежнему будут иметь отношение чиновники, то, скорее всего, стоимость подключения, а значит и издержки, не снизятся».

Для ритейла сейчас подходящее время для развития, соглашается управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Юрий Кобаладзе. Ранее компания объявила о планах по открытию магазинов в маленьких городах и поселках — с населением от 5 тысяч человек. «Но само состояние экономики, объем инвестиций не в лучшей форме. Поэтому любой, даже самый успешный бизнес все равно будет сталкиваться с неблагоприятной макроэкономической ситуацией», — признает он в интервью BFM.ru. Юрий Кобаладзе добавляет, что коррупция — это одна из основных проблем, мешающая развитию бизнеса в регионах. «Вместе с налоговой нагрузкой, несовершенством судебной системы. В Россию не идут капиталы [инвестиционные средства]».

Добавим, на российском рынке возможности для развития ритейла есть — как ранее оценивали BFM.ru эксперты, в стране сейчас освоено не более 40% от оборота всего продуктового ритейла — современного и «советского» образца. Самыми не освоенными регионами — значит, теоретически выгодными с точки зрения конкурентной среды — являются Сибирский федеральный округ и Приморье. На российском рынке сейчас наблюдается активный период слияний и поглощений. В декабре 2010 года X5 Retail Group объявила о покупке ТД «Копейка» у основного акционера — ФК «Уралсиб» Николая Цветкова — за 51,5 млрд рублей. Уже в этом году «Дикси» объявила о договоренности по покупке сети «Виктория» за 20 млрд рублей.

Что же касается игроков, стремящихся выйти на зарубежные рынки, то они сталкиваются с иными проблемами. Из России экспортировать что-то, кроме оружия, сырья, алкоголя и матрешек, крайне тяжело, заявил на конференции председатель правления ГК «Орими Трейд» («Принцесса Нури, «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», Greenfield, TESS, кофе «Жокей» и Jardin) Сергей Касьяненко.

Компания в настоящее время работает в 20 странах. Касьяненко считает, что выход на новый рынок для российской компании означает практически создание бизнеса с нуля. Одна из причин, рассказал он BFM.ru, заключается в том, что отечественные производители опоздали на несколько десятков лет. Сейчас зарубежный рынок в основном сформирован и уже поделен между участниками.

«Зарубежный рынок как-то жил 80 лет без наших товаров. Наоборот, Советский Союз еще со времен СЭВ очень много закупал сам. И то, что мы делаем сейчас — это новые шаги на рынке, который уже сформировался и стабильно работает».

Для дальнейшего развития российского бизнеса и его экспансии за рубеж необходима помощь государства, а того, что делает правительство, сейчас недостаточно, считатет Касьяненко. В качестве примера он привел чайно-кофейный экспорт из России. Например, в Азербайджане — одном из крупнейших потребителей чая на территории СНГ — действует негласный запрет на импорт из России, рассказал Касьяненко. «Мы надеемся на то, что когда-нибудь правительства двух стран — России и Азербайджана — придут к решению этой проблемы. Кроме того, необходимо и использование других стандартных мер, с помощью которых правительства поддерживают своих экспортеров. Это может быть и помощь в участии в выставках, и поиске зарубежных партнеров, и в кредитовании, в разработке механизма страхования рисков экспортера», — говорит Сергей Касьяненко.