Правоохранительные органы Швейцарии по требованию Генеральной прокуратуры России наложили арест на счета бывших владельцев
российских судоходных госкомпаний «Совкомфлот» и «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»), похитивших активы и скрывшихся в Великобритании, сообщает «Российская газета».

«По решению швейцарской прокуратуры на днях в Россию прошла первая трансакция на сумму более 55,8 млн долларов, — говорится в материале издания. — Речь идет о возмещении части ущерба в рамках уголовного дела по хищению имущества двух крупнейших российских судоходных госкомпаний «Совкомфлот» и «Новошип», на сумму в сотни миллионов долларов». Деньги переведены на счета российских компаний, о чем швейцарская сторона официально известила российских прокуроров. «Эта трансакция проведена за счет денег, похищенных обвиняемыми и заблокированных на их счетах в банках Швейцарии в январе-феврале по поручению Генпрокуратуры России», — рассказал изданию заместитель генпрокурора РФ Александр Звягинцев.

Берн заблокировал счета предпринимателей для возмещения ущерба в рамках уголовного дела по гражданскому иску, который заявлен в размере 850 млн долларов, сообщает газета. Швейцарские органы в феврале этого года по поручению российских прокуроров заблокировали на банковских счетах обвиняемых около 300 млн долларов.

В операции по хищению средств российских судоходных компаний участвовали не только топ-менеджеры. По данным следствия по этому делу, в 2000 году российский предприниматель Юрий Никитин создал и возглавил организованную группу для хищения имущества «Совкомфлота» и «Новошипа». В состав группы вошли тогдашние руководители этих компаний — Дмитрий Скарга и Тагир Измайлов. Злоумышленники нанесли компаниям, по предварительным данным, ущерб в размере более 110 млн долларов.

Преступная схемы была проста: продажа по заниженной стоимости судостроительных контрактов и морских судов, умышленное завышение размеров комиссий, выплачиваемых брокерским компаниям при заказе строительства и продаже судов. Высокий суд справедливости Англии и Уэльса в декабре 2010 года расценил действия Никитина как мошенничество, поступки Скарги — как «нечестное поведение» и «получение незаконных бонусов». Суд частично удовлетворил гражданский иска гособвинителей РФ, требующих взыскать с Никитина 60 млн долларов.