В последние годы российский рынок фитнес-индустрии стремительно развивался. Как показало исследование маркетинговой компании «Амико», по итогам 2008 года рынок вырос примерно на 25%. Аналитики компании оценивают его примерно в 1,12 млрд долларов. Кроме того, как рассказал BFM.ru финансовый аналитик Юрий Мордвин, российский рынок сохранит высокие темпы роста еще как минимум 5-8 лет, поскольку в большинстве городов даже к 2010 году рынок не будет насыщен по количеству клубов. «По нашим оценкам, потенциальная емкость рынка фитнес-услуг достигает 2 млрд евро, а клиентами клубов могут стать до 1,7 млн россиян». На сегодняшний день, по данным экспертов, на постоянной основе фитнесом занимаются около 500 тысяч россиян.

Главными игроками российского рынка фитнес-услуг считаются: Russian Fitness Group (сети World Class, «Физкульт» и MaxiSport) с долей 18% в общем объеме рынка, «Планета Фитнес» – 15% и «Страта Партнерс» (сети Orange Fitness и CityFitness) – 7% рынка.

Если говорить о московском рынке фитнес-клубов, то, как отмечают эксперты, по итогам прошлого года темпы его роста замедлились, и в первую очередь этому способствовали стратегии развития крупных сетей, которые активно занимались экспансией в регионы. «Несмотря на увеличение конкуренции на московском рынке, предложений, отвечающих потребностям потребителей, недостаточно. Например, сегмент клубов премимум-класса заполнен примерно на 90%, тогда как средне-ценовой сегмент — только на 40%», — поясняет Юрий Мордвин.

Потенциальную емкость московского рынка фитнес-клубов аналитики оценивают в 1 млрд долларов. Однако отмечают, что демократичный сегмент фитнес-услуг растет куда быстрее премиального. Как показало исследование, 39% московских клубов приходится на средний ценовой сегмент, элитный занимает 34%, а сегмент эконом-класса — 27%.

В 2008 году, как считают эксперты и представители фитнес-клубов, рост рынка был вызван развитием демократичного сегмента и повышением расценок на занятия. В нынешнем году из-за финансовой нестабильности развитие данного рынка возможно в основном за счет среднего сегмента, который имеет в Москве 60% запас роста. Причем росту в значительной степени может способствовать появление свободных площадей и снижение арендных ставок.

Приток клиентов в клубы среднего и эконом класса наблюдается уже сейчас. Как рассказала BFM.ru управляющий директор сети спортивных клубов «Империя Фитнеса» Оксана Кокарева, кризис практически не коснулся клубов компании, а в январе даже был отмечен 10% приток новых клиентов. По мнению Кокаревой, в основном, это происходит за счет тех людей, для которых спорт стал образом жизни. Они не хотят прекращать занятия и потому, если жизнь вынуждает их уйти из клубов премиум-класса, то они просто переходят в средний ценовой сегмент.

Впрочем, иного мнения придерживается генеральный директор компании «Страта Партнерс» Анастасия Юсина. По ее словам, новые клиенты, возможно, будут покупать карты «в более демократичных клубах, чем они покупали бы до кризиса. Но те, кто уже привык к определенному уровню, вряд ли пойдут на компромиссы».

Как считают исследователи, у клубов премиум-класса в нынешнем году дела будут обстоять не столь радужно. По крайней мере, в ближайшие два года ожидать в этом сегменте каких-либо масштабных проектов не стоит. Мнение исследователей подтверждает президент сети фитнес-клубов World Class Ольга Слуцкер, которая рассказала BFM.ru, что сейчас компания открывает два клуба в Санкт-Петербурге, которые были построены еще до начала кризиса. Строительство же новых центров в регионах заморожено. Что же касается цен на услуги, то, как утверждает Ольга Слуцкер, компания оставила на прежнем уровне. Даже несмотря на то, что поступления от клубов, работающих по франшизе, серьезно упали. Тем не менее, президент World Class отметила и положительную для фитнес-бизнеса тенденцию: клиенты стали чаще посещать клубы. «Если сравнить февраль 2008 года с февралем года нынешнего, то посещаемость по всей сети выросла с 280 тысяч до примерно 360 тысяч. Скорее всего, люди с помощью спорта пытаются защититься от стресса. Кроме того, клиенты, потерявшие в кризис работу, но имеющие клубную карту, не оставляют спорт, а, наоборот, позволяют себе уделять ему больше времени».

В какой-то степени удержать клиентов в клубах позволяют и те новые программы, которые предлагают фитнес-сети. В частности, Orange Fitnes ввела в оборот новые клубные карты — на один месяц. Прежде же в практике всех клубов были только годовые и полугодовые абонементы.

По прогнозу аналитиков компании «Амико», в 2009 году объем московского рынка фитнес-услуг увеличится только на 7% и составит около 740–750 млн долларов.