Об этом договорился министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе турне по странам Латинской Америки. Транзакция пройдет в рамках российско-венесуэльского банка. Это будет первым проектом учреждения.

Некоторые эксперты полагают, что Уго Чавес старается заручиться поддержкой Москвы, чтобы не повторить судьбы своего старого друга Муаммара Каддафи.

Едва ли ситуацию в Венесуэле можно сравнить с ливийской, уверены другие эксперты. Не стоит забывать, Муаммар Каддафи, который фактически правил Джамахирией 40 лет, не имел никакого официального поста. А вот Уго Чавес напротив: законно избранный президент демократического государства.

У Каддафи не было открытой оппозиции — недовольство его политикой росло подспудно. Противники же Чавеса широко представлены в парламенте, сидят даже в губернаторских креслах. Активно выступают по телевидению. Так что едва ли тесные экономические и политические связи с Россией — это тот самый главный фактор, который, случись что, убережет Чавеса.

У Каддафи тоже были очень тесные связи и с Россией, и с Западом, комментирует заместитель директора института Латинской Америки Борис Мартынов:

«Избежать в отношении себя сценария Каддафи — зависит не от банка и не от сотрудничества с Россией, и даже не от сотрудничества, если вдруг он, так сказать, опять не повернется лицом к Западу, как повернулся в свое время Каддафи, как мы помним, и это ему и помогло. Это зависит только от него и от того, как он будет держать внутреннюю ситуацию».

Речь, вероятно, идет именно об укреплении экономических отношений. Россия имеет обширные интересы в Венесуэле. Пять крупнейших российских компаний осваивают нефтяное месторождение в Ориноко. Правительство Москвы строит социальное жилье в Каракасе. Кроме того, Россия поставляет в Венесуэлу машины. Так что и нынешний кредит в 4 миллиарда долларов выгоден обеим сторонам, ведь он пойдет на закупки у Москвы оружия.

Отношения России и Венесуэлы не стоит политизировать, считает главный редактор журнала «Латинская Америка» Владимир Травкин:

«У нас достаточно интенсивные торгово-экономические связи с Венесуэлой. Для обеспечения этих сделок, которые достаточно интенсивны, нужна банковская поддержка, нужны кредиты. Но это вещь взаимовыгодная. Речь не идет о безвозмездной помощи Чавесу или кому-то другому в Венесуэле, речь идет о взаимовыгодной торговле».

А вот говоря о политической подоплеке визита в Россию Ким Чен Ира, эксперты подчеркивают: ни о чем новом Москва и Пхеньян не договорились, просто «освежили» прежние идеи. Зато политически КНДР в выигрыше: проекты вернут интерес России. А это, как, вероятно, полагают северокорейские политики, позволит режиму Кимов не повторить судьбы Джамахирии и других арабских диктатур.

Сергей Корнеевский, Business FM