«Южный порт»: рождение новой эпохи
Лента новостей
Сегодня некогда депрессивная территория обретает новые архитектурно-градостроительные смыслы, выбивается в инфраструктурные лидеры города и готовится с блеском исполнить роль третьего центра Москвы

Недавно в Financial Times была опубликована статья, посвященная современной архитектуре мегаполисов и наглядно демонстрирующая, что, в принципе, все ключевые города мира ищут сегодня ответы на одни и те же градостроительные вопросы. Перед каждым мегаполисом стоит задача массового строительства нового жилья для быстро растущего населения, но допустимо ли ставить тут во главу угла не экономику, а эстетику — так называемую стратегию демократизации красоты (strategic democratization of beauty)? Во многих странах государственные здания должны быть красивыми, но как выполнить это требование, если красота — понятие относительное и всегда в глазах смотрящего? Кто должен быть главным судьей на этом архитектурном конкурсе — сами архитекторы, государство или широкая общественность? И правы ли те эксперты, которые, признавая стремление городов сделать практически каждое новое строение произведением искусства, предлагают заменить понятие красоты на более объективное определение — визуальная сложность?
Все последние годы Москва — в авангарде мирового архитектурного поиска. К тому же, как напоминает главный архитектор города Сергей Кузнецов, «мы в Москве, работая с новыми проектами, всегда держим в голове, что столица в плане архитектуры задает правила игры для остальных российских городов. Поэтому наши требования к качеству архитектурных решений становятся все выше и выше с каждым годом — скрывать это я не буду, да и не считаю необходимым. Массовый конвейер однотипных сооружений нам в Москве не нужен».
Результатом архитектурных размышлений столицы стало рождение собственного стиля, который Сергей Кузнецов назвал эмоциональным техно (эмо-тек). «Здания в стиле эмо-тек, с одной стороны, построены с использованием современных материалов и с применением сложных конструктивных и инженерных решений, а с другой — они разговаривают с вами яркими, эмоциональными, насыщенными формами, которые не скрывают сложность инженерных решений, а, напротив, подчеркивают их», — рассказывает главный архитектор Москвы.
Проекты, которые, по определению Сергея Кузнецова, «отличает технически сложная, но одновременно драматичная и артистичная архитектура», — это парк «Зарядье» и дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой в «Лужниках», новая Бауманка, кластер «Ломоносов» научно-технологической долины МГУ на Воробьевых горах и жилой дом RED7 на Садовом кольце. Более того, в Москве появляются целые новые кластеры, населенные проектами-манифестами, бросающими вызов унылому архитектурному прагматизму. Одна из таких территорий — кластер «Южный порт», который занимает более трети района Печатники и которому с самого начала его возрождения была отведена роль «будущего третьего центра столицы» (после исторического и делового в «Москве-Сити»).
Территория площадью почти 450 гектаров долгое время оставалась на обочине городского развития и с печалью наблюдала, как набирал мощь «Большой Сити», обрастал подробностями «СберСити», все выше поднимала голову Новая Москва… Но сегодня «Южный порт» — территория сверхмасштабного строительства (в общей сложности здесь появится 7,5 млн квадратных метров самой современной недвижимости), особого транспортного размаха (в стремительно развивающейся локации будет создана уникальная даже для Москвы транспортная сеть, соединяющая метро, речной и наземный транспорт, а если в жизнь воплотится все задуманное — то еще и канатную дорогу) и самых смелых архитектурных экспериментов.
«Галс-Девелопмент» и его «ворота второго Сити» — жилой комплекс «Адмирал» (редкий пример ЖК бизнес-класса от девелопера элитного сегмента недвижимости), Forma и ее Portland, на набережной которого буквально на днях появилась скульптура «Обнимать», масштабный проект «Южный порт» от AEON Development… По сути, девелоперы, работающие сегодня в «Южном порту», не просто застраивают индустриальный район, который не видел башенных кранов эдак с 70-х годов прошлого века, и не просто поддерживают мировой тренд на формирование городской полицентричности, но и пишут новую главу архитектурно-градостроительной истории Москвы. Неслучайно «Галс-Девелопмент» в настоящее время пересматривает архитектурную концепцию первого квартала «Адмирала»: вместо сдержанной, классической архитектуры, с которой проект вышел на рынок год назад, появляется более сложный визуальный ряд с футуристическими элементами. Потребовалось совсем немного времени, чтобы стало понятно — архитектурный код «Южного порта» должен быть ультрасовременным, а каждый проект — самостоятельным архитектурным высказыванием, ярким и запоминающимся.
Наши потомки, которым предстоит смотреть на создание «Южного порта» именно как на исторические хроники, с любопытством будут изучать, как создавалась самая длинная (пока — на данный момент, но, возможно, навсегда) набережная в столице, протянувшаяся вдоль одного из самых широких и красивых участков Москвы-реки. Как первые ее гости гуляли по созданным здесь паркам и скверам, опробовали беговые и велодорожки. Как летом нежились в открытом бассейне и с некоторым удивлением смотрели на пришвартованные по соседству яхты (когда такое было в Южном порту!), а зимой посещали спа-комплекс и рассказывали друг другу о круглогодичных плавучих банях, которым и снег вокруг нипочем. Все это задумано и, хочется надеяться, будет воплощено в жизнь.
Задумана тут и особая концентрация деловой, коммерческой и социальной инфраструктуры, соседствующей с жилыми домами. Концепция 15-минутного города (у которой есть более уютное название — «город в кармане») подразумевает удобную пешую доступность до всего, что мы называем повседневностью, а в «Южном порту» мегаполис с его почти безграничными возможностями и правда уместится в кармане каждого местного жителя. Многочисленные детские сады и школы, бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы, собственная станция метро и собственный технопарк — здесь идеология создания современного жилого района тесно соединилась с принципами строительства нового бизнес-хаба. Так что, пожалуй, третий центр Москвы — самое правильное, самое «говорящее» название для «Южного порта».
Покупатели уже оценили южнопортовые перспективы: как гласит девелоперская статистика, за три года (с первого полугодия 2022-го по первое полугодие 2025 года) объем предложения в локации вырос на 134%, если считать в лотах, и на 153%, если считать в квадратных метрах, но куда важнее другой показатель — рост спроса за тот же период составил 94% и 98% соответственно. Это притом, что цены, как все мы понимаем, тоже на месте не стояли и рванули вверх на 52%.
Этот будущий второй Сити «станет новым городским ядром, где жителям будет предложен весь спектр услуг, досуговых и бытовых сервисов и инфраструктуры. Это окажет влияние не только на район, но и на весь город в целом». Так в общем правильно, но довольно сухо описывает будущее района портал градостроительного комплекса Москвы. Но ведь еще Москва и москвичи получат территорию сконцентрированных вау-эффектов: архитектурных — ого, как интересно они придумали, инфраструктурных — ого, как удобно они придумали, наконец, эмоциональных — ого, как красиво они придумали, как здорово, что они придумали это в Москве, и как замечательно, что я, житель «Южного порта», — часть этого грандиозного замысла.
Рекомендуем:




Рекомендуем:




















