Руководитель столичного департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко недавно сообщил, что государственным и техническим заказчикам, а также генеральным подрядчикам дано поручение: посмотреть, строительство каких объектов и сооружений можно перенести на последующие годы. Пока же, по словам Александра Левченко, строительство будет продолжаться на Ленинградском и Звенигородском проспектах, Варшавском и Дмитровском шоссе и Четвертом транспортном кольце (ЧТК).

Изначально на развитие дорожного хозяйства в Москве в 2009 году планировалось направить 110,2 млрд рублей. Эта сумма была сравнима с затратами федерального бюджета на дорожно-ремонтные работы по всей России (100 млрд рублей, до секвестра). До 2011 года сумма потраченных средств должна была вырасти в три раза, до 300 млрд рублей. В этом году, в частности, планировалось направить более 1 млрд рублей на реконструкцию привокзальной площади аэропорта Внуково, около 10 млрд рублей — на строительство развязки МКАД с магистралью Вешняки—Люберцы. Также было запланировано строительство участка Краснопресненского проспекта от Живописной улицы до 3-го Силикатного проезда, тоннеля на Большой Академической улице, двухуровневой развязки на пересечении Дмитровского и Долгопрудненского шоссе, на пересечении южного дублера Кутузовского проспекта с Минской улицей, реконструкция путепровода на улице Барклая-де-Толли и улицы Антонова-Овсеенко.

Однако затем столичным властям пришлось сократить расходы на дорожное строительство на 20% в рамках общего секвестра городской казны. Еще до секвестра первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк пообещал, что главные дорожные работы Москвы, в том числе на Ленинградском проспекте, Звенигородском проспекте и его развязке с районом Сити, работы на ЧТК продолжатся, однако темп этих работ, уточнил он, и результативность зависят «от решений, которые будут приняты на федеральном уровне».

Заместитель главного инженера компании «Центрдорстрой» Дмитрий Новиков отмечает, что прежние планы работ верстались еще до нового года. Однако теперь с определенностью покончено. «Пока не решен вопрос с тем, какие объекты будут строиться, мы не можем спланировать ничего, — признает он. — Крупных аукционов в ближайшее время в Москве не предвидится, торгуются в основном ремонтные работы, а нового строительства — самого капиталоемкого — нет. Пока мы точно знаем, что будем продолжать работы, начатые еще в прошлом году. Это строительство взлетнопосадочных полос в Домодедово стоимостью 1,3 млрд рублей, ремонтные работы на участке в 10 км от МКАД в направлении Ярославского шоссе».

Два самых капиталоемких проекта, реализация которых продолжается — это строительство транспортной развязки на пересечении Ленинградского шоссе с Волоколамским шоссе возле станции метрополитена «Сокол» и первого участка ЧТК длиной 3,8 км, который свяжет шоссе Энтузиастов и Измайловское шоссе стоимостью более 30 млрд рублей и 66 млрд рублей соответственно.

Цена строительства участка — 66,6 млрд рублей, включая стоимость 460 тысяч кв. метров дорожного покрытия, перекладки инженерных коммуникаций и кабельных линий. Из 66 млрд рублей 25,5 млрд рублей будет потрачено на строительство самой дороги, остальное — на реконструкцию прилегающих улиц, перекладку и развитие инженерной инфраструктуры и на подготовку территории, включая снос существующих гаражей и компенсационное строительство.

Право на строительство первой очереди ЧТК в прошлом году выиграл «Мостотрест». И уже к концу текущего года строители должны открыть движение по Электродному проезду до Измайловского шоссе. Первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Петр Аксенов заявил, что реализация этого проекта идет в соответствии с запланированными сроками: «Деньги предусмотрены, и все, что заложено в соответствии с контрактом, выполняется».

Однако, по данным анонимного источника BFM.ru, с начала года финансирование проекта ведется с перебоями, что задерживает работы на участке. «Планы они не выполняют. Проект рассчитан на два года, если так будет продолжаться и далее, что к 2011 году этот участок построен не будет». В компании «Мостотрест» BFM.ru отказались комментировать ситуацию со строительством, отметив лишь, что работы там ведутся.

Строительство дорог в столице — одно из самых дорогих в России. По словам Дмитрия Новикова, стоимость строительства 1 км дороги может варьируется от 10 млн до 30 млрд рублей в зависимости от сложности работ. Стоимость развязки на Соколе длиной менее 1 км составляет более 30 млрд рублей. А 1 км дорожной развязки в направлении Королева и Мытищ обошелся «Центрдорстрою» в 4 млрд рублей.

При этом, как замечает эксперт, стоимость дорожно-строительных работ снизилась всего на 7-10%, несмотря на существенное снижение цен на цемент и металл (на 25% и 50% соответственно). «Расходы на материалы занимают в общей структуре затрат примерно 60%. Остальное — это налоги, заработная плата сотрудникам, обслуживание кредитов и прочее. При этом, если на цемент цены падают, то на песок и щебень, напротив, растут — с начала кризиса они подялись примерно на 20%», — сетует Новиков.

По данным Росстата, цены на песок и щебень выросли на 14—25%. Эксперт объясняет это просто: производители повышают цены на это материалы, мотивируя это дефицитом оборотных средств.

Как отмечает Дмитрий Новиков из «Центрдорстроя», в дальнейшем стоимость строительства дорог может еще вырасти. «Начнется сезон активного дорожного строительства, на цемент и металл цены из-за появившегося спроса начнут расти, что нивелирует 10-процентное удешевление строительства», — прогнозирует он.

Ситуация с дорожным строительством в Подмосковье гораздо хуже. Предприятие «Мосавтодор» отправило около 70% своих сотрудников в бессрочные отпуска. Основная масса дорожников освобождена от необходимости ходить на работу с 16 марта. При этом получить они будут 2/3 зарплаты.

«В октябре было прекращено областное финансирование по программам содержания дорог. Последний платеж поступил в сентябре. С тех пор и до настоящего времени было единственное перечисление в размере 4 млн рублей. Однако если учесть, что на ежемесячные расходы предприятию требуется минимум 10 млн, то, сами понимаете, это мизер», — передает слова директора серпуховского «Мосавтодора» Андрея Щипцова портал Oka-inform.ru. Программы по содержанию и ремонту дорог сокращены или остановлены в связи с прекращением госфинансирования. В подмосковных Талдоме и Щелкове предприятия встали, на работу выходят только директора и главные бухгалтеры.

Тем не менее частные инвесторы пока не отказались от планов по строительству платных подмосковных дорог. Как сообщил на заседании коллегии Минтранса вице-премьер Сергей Иванов, строительство платной автодороги Москва—Одинцово стартует уже в текущем году.

Напомним, что дорогу Москва—Одинцово будет строить консорциум ОАО «Главная дорога» (сформирован УК «Лидер»). Стоимость этого строительства оценивается в 25 млрд рублей, из них 11 млрд рублей должно быть выделено из инвестиционного фонда. Одним из вариантов финансирования при закрытии сделки по этому концессионному соглашению может быть выпуск инфраструктурных облигаций, которые могут быть выкуплены пенсионными фондами, которыми управляет УК «Лидер».