В Интернете мгновенно объединили два примечательнейшие события недели: обмен президентско-премьерскими креслами и первую отставку в нынешнем кабинете, и кого – самого Кудрина! Тема обсуждается даже в психологических сообществах и на форумах, где обычно молодые матери делятся опытом введения прикорма и секретами покупки памперсов. Со времен олимпийской жабы Зойч, пожалуй, не появлялось столько остроумных анекдотов и фотожаб, как после объявленной рокировки и выхода несогласного. Чего стоит один только скетч: «а давай еще фамилиями поменяемся, вот они с ума сойдут». Ну и конечно, в большинстве своем, комментаторы на стороне Кудрина.

Тsasha на «Ведомостях» пишет: «Хуже времени для демонстрации «медведевской» силы было найти просто невозможно. Кудрин отличный министр финансов, а уж на фоне остальных министров – просто отличный. Заменить в данных условиях его просто не кем».

Или вот: miwim в ЖЖ: «Это просто путь Кудрина к премьерству– через конфликт. Если не конфликтовать, то, вроде как, и претендовать не на что». Некто ash_norde и вовсе пишет: «Даешь Кудрина в президенты»!

В свою очередь МихаилР уверен, что Кудрин нашел дурацкий повод, и сбежал с тонущего корабля, и заодно стал героем в глазах публики. «Не вижу в нем ничего выдающегося – обычный специалист, ни одной серьезной публикации, или working paper», – ворчит Михаил. Та мысль, что Кудрин ушел не случайно – очень популярна. Например, ПТЕРОАЛЕКС так видит ситуацию:

«Вторая волна кризиса не за горами, она уже приобретает реальные очертания, и Кудрину очень не хочется оставаться виновником, крайним что ли в этой ситуации. потому как обвал на наших биржах уже очевиден, его видимо сдерживают, чтобы это не бросило негатив, негативный оттенок на то, что происходит на политической арене в «Единой России». И не хочется Кудрину человеку заслуженному, человеку профессиональному, хотя на него многие собак вешают, и тоже наверно поделом вешают, промахов в его работе было более чем достаточно. Видимо человек решил отойти от этого дела...».

Пользователь ЖЖ из Эстонии под ником jurialhaz, напротив, уверен, что увольнение Кудрина – это постановка, в которой участвовали все: и Медведев, и Путин, и Кудрин. «И только последний оказался плохим актером: не смог изобразить достаточно достоверно, что ситуация для него неожиданна или болезненна, посмотрите на его лицо и руки», – призывает комментатор. По его мнению, Кудрин был выведен из Правительства, в первую очередь, для того, чтобы не показалось неожиданностью раздербанивание Стабфонда на внезапные нужды государства в условиях усиливающегося кризиса. «Ну и да», – уверен житель Талина – «Действо с распеканием и увольнением Кудрина продемонстрировало тем, кто подумал, что Медведев «хромая утка», что это не так. Отличное представление».

А вот Сергей Алексашенко уверен, что отставка Курдина – это случайность, произошедшая от его опрометчивости и некорректности. И на «Снобе» и в ЖЖ он проводит мысль о том, что одно дело — рабочие разногласия, которые обсуждают в кабинете и не выносят на публику: на них министр имеет право, но другое дело, когда министр встречается с журналистами и говорит: я с ним не согласен, работать с ним не буду. Не будешь — до свидания. Алексашенко уверен, что Кудрин просто неудачно высказался или не думал, что эти слова разлетятся по «всей Руси Великой», но он явно не собирался осознанно уходил в отставку. Реакция же Медведева была предельно жесткой, а это, по мнению Алексашенко, означает, что Медведев вовсе не слабый президент, а важнейший и стратегический политический партнер.

Вот и блогер под ником Кутузов делает похожий вывод из этого сюжета – тандем важнее всего, и эта конструкция крайне нужна ее участникам. А Кудрин поплатился ровно за то, что утратил доверие Лужков:

«Когда министр финансов заявил, что не видит себя в правительстве Медведева, если бы глава государства, пока еще остающийся на этом посту, не отреагировал на столь резкое выступление, вот тогда было бы действительно ясно, что он отстранен, что он слаб, что он формально и номинально остается на своем посту. Однако он отреагировал немедленно, максимально резкой форме и Путин, ой Господи не Путин, и Кудрин был в тот же день уволен. Тандем как был, так и будет сохранен, просто они поменяются местами, что, конечно, меняет несколько ситуацию, но не принципиально. А если кто–то даже из таких многоопытных многолетних доверенных министров, как Кудрин, попытаются подвернуть сомнению незыблемость этого тандема, они будут немедленно отправлены. История с Кудриным повторила ситуацию с Лужковым. Потому что Лужков точно также попытался противопоставить друг другу Медведева и Путина, и вот теперь министр финансов, который поплатился, правда не так сильно, как лужков, потому что естественно никаких дополнительных проблем у него не будет, дума они продолжит работать на хорошем месте.

И, все–таки, в глазах интернет-сообщества содеянное Кудриным не идет ни в какое сравнение с деяниями других министров. Например, на «Ведомостях» БЕК Таркинский кипятится: «Столько министров, которых давно пора уволить, а нет - увольняют профессионала, который высказал свою точку зрения. Теплоходы тонут, самолеты падают с сотнями жертв – министр транспорта непотопляем. Олимпиаду проиграли – министр спорта непотопляем». Продолжает ту же мысль Владян: «Но стоило министру финансов выразить сомнение в разбухших военных расходах, так его тут же – в отставку».

Другая группа комментаторов указывает на риски такого решения тандема.
«Поддавшись эмоциям и желая продемонстрировать стране, что он не «хромая утка», Медведев добился того, что в предвыборный период власть перегрузит бюджет щедрыми посулами, ответственность за исполнение которых ляжет на его собственные плечи», – отмечает в ЖЖ Ашот Егиазарян. Анатолий Чубайс в блоге прямо говорит о драматизме ситуации:

« Это событие, какими бы причинами оно не было вызвано, создает серьезные риски для страны. Профессионалов такого уровня, способных работать в нынешней политической конфигурации, в стране больше нет. Это особенно опасно на фоне надвигающейся второй волны глобального экономического кризиса. При неблагоприятном стечении обстоятельств, которое никогда нельзя исключать ни в политике, ни в экономике, последствия этой отставки могут оказаться драматическими».

Ровно о том же самом написал и ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев в соавторстве с профессором Йеля Олегом Цивинским. «С Кудриным или без него – деньги кончатся, но только без Кудрина они кончатся быстрее и как–то неожиданнее что ли. Ну, а принципиальным вопросом для разногласий стала, вероятно, программа закупки вооружений, военный бюджет должен вырасти до суммы, которую трудно себе представить, 20 трлн рублей в течение 10 лет», – говорит Гуриев. Медведев и Кудрин спорили об этом не раз, но в этот раз спор просто зашел слишком далеко:

«Кудрин настаивал на проведении боле консервативной более ответственной макроэкономической политики, и не совсем понятно, кто его сможет заменить. Кудрин сочетал в себе не только профессиональное понимание экономики как российской, так и мировой, но и он обладал то, что по-английски называется комитент, на рынке он делал то, что говорил, в этом смысле с ним интересно было общаться и российским и иностранным инвесторам, они верили его заявлениям. Третье важное качество: это особые отношения с нынешним премьер-министром, которые помогали отстаивать Кудрину свою точку зрения, в том числе в спорах с другими членами правительства, и, в этом смысле, вероятность того, что новая экономическая политика после Кудрина будет менее сбалансированной более безответственной очень велика. В отсутствие Кудрина деньги кончатся быстрее. Яя надеюсь, что у российской политической элиты хватит мудрости, чтобы начать реформы раньше, чем будет слишком поздно. У России есть возможность того, чтобы сойти с этого пути госкапитализма, который ведет в тупик».

Надо отметить, что сам Алексей Кудрин за комментариями относительно своего поступка следит, и этого не скрывает. Через полтора суток после своей отставки он опубликовал заявление, которое начинается словами «в связи с многочисленными комментариями моей отставки хочу прояснить следующее». Кудрин пишет, что все сделал продуманно и взвешенно, более того, хотел уйти в отставку еще в феврале и даже обсуждал это с председателем правительства, но за прошедшие с того времени месяцы, несмотря на его, министра финансов, возражения, в сфере бюджетной политики принимались решения, увеличивающие риски исполнения бюджета. Они связаны с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере. Когда же 24 сентября определилась структура власти в нашей стране на длительную перспективу, определился и он, Алексей Кудрин, и эмоции здесь абсолютно не при чем. И еще, он отдельно выделяет, что никогда не рассматривал возможность участия в «Правом деле» – «искусственном проекте, по факту дискредитирующем либерально-демократическую идею».

Арина Жданова, Business FM