Интернету сухой закон не писан
Роспотребнадзор напомнил о запрете на продажу алкоголя через Интернет, введенном 4 года назад. Однако в Сети по-прежнему без труда можно заказать любые крепкие напитки. Эксперты отмечают, что сегодня нет механизмов контроля за этим рынком
Читать на полной версииРоспотребнадзор напомнил о том, что в России дистанционная продажа алкоголя, в том числе через Интернет, запрещена. В сообщении, размещенном на сайте ведомства, говорится о том, что ограничение, введенное российским правительством еще четыре года назад, признано Верховным судом законным.
Покупка алкоголя через Интернет оказалась под запретом после введения Правил продажи дистанционным способом в сентябре 2007 года. Оспорить этот запрет ранее пыталась компания «Европа», направившая в Верховный суд заявление о признании частично недействующими пункты 5 и 20 этого документа.
Первый из оспариваемых фирмой пунктов говорит о том, что в России не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, а пункт 20 фиксирует положение о том, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо «иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар».
В итоге, 4 октября Верховный суд России подтвердил запрет на продажу алкогольной продукции дистанционным способом. «В судебном заседании были представлены неопровержимые доказательства законности и обоснованности оспариваемых пунктов правил, в результате чего Верховным судом РФ принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований», — отмечает ведомство.
В Роспотребнадзоре уверены: принятое решение может сыграть важную роль в профилактике алкогольной зависимости среди россиян и поможет сократить масштабы «злоупотребления алкогольной продукцией». Ведомство также сообщило, что непосредственно участвовало в «формировании консолидированной позиции государственных органов» по этому вопросу.
Подарок за ваши деньги
Напомним, президент Дмитрий Медведев 20 июля 2011 года подписал поправки к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Документ запрещает продажу любого алкоголя с 00:00 до 08:00. В 2013 году, помимо этого, будет запрещена ночная продажа пива.
В регионах этот интервал времени может быть скорректирован по усмотрению местных властей. В Москве в настоящее время действует запрет с 23:00 до 08:00. До принятия поправок в столице действовал запрет на продажу крепких спиртных напитков с 22:00 до 10:00 (многие столичные супермаркеты до сих пор работают именно в таком режиме).
Запрет на продажу алкоголя в вечернее и ночное время привел к образованию нового рынка продажи алкогольной продукции. В Интернете можно найти огромное количество ссылок на компании, предлагающие подобные услуги. Самые крупные из них — «Алкопрофи» и «Алкозажигалка» — «выскакивают» в поисковиках в первых рядах. Причем многие другие ссылки переадресовывают запрос именно на эти порталы.
BFM.ru обзвонил несколько подобных компаний, где примерно в течение часа обязались доставить алкогольную продукцию по указанному адресу. Также BFM.ru сообщали, что при необходимости не возникнет проблем и с ночной доставкой.
Стоит отметить, что есть и более изобретательные поставщики «горячительных» напитков. К примеру, упоминавшаяся выше «Алкозажигалка». Эта компания продает зажигалки, в подарок к которым привозят бутылку крепкого спиртного напитка. Будет ли это водка, виски, ром или коньяк — зависит от цены приобретенной зажигалки. В случае с водкой она обойдется в 500–700 рублей, с ромом, виски и коньяком — дороже.
Еще можно упомянуть многочисленных поставщиков на дом суши, пиццы и прочей еды, к которой также можно заказать различные алкогольные напитки. Действуют такие службы доставки, как правило, круглосуточно.
Спиртное — послеобеденная тема
Руководитель проекта Товары@Mail.Ru Павел Голубев рассказал BFM.ru, что покупательская активность в разделе «Алкогольная продукция» заметно меньше, чем в популярных на рынке товарных категориях, таких как «Аудио», «Видео», «Фото», «Компьютерная и бытовая техника». Но при этом он отмечает, что в 2011 году спрос на алкогольную продукцию вырос более чем в 4 раза по сравнению с годом ранее.
«Естественный сезонный всплеск спроса приходится на ноябрь-декабрь, когда прирост составляет 600–700% от среднего показателя за год. Минимальный уровень спроса в июне-июле: падение достигает 50% от среднегодового показателя. Количество игроков на рынке за последний год выросло незначительно, что, очевидно, можно связать со сложным законодательством для этого сегмента бизнеса и низкой интернет-активностью целевой аудитории по сравнению с офлайном. Но в предновогодний период их число увеличивается за счет игроков, которые входят на рынок исключительно на время», — рассказал Голубев.
Статистика запросов поисковика «Яндекса» также свидетельствует о том, что желающих купить алкогольную продукцию в этом году по сравнению с предыдущим стало больше в 4 раза. В пресс-службе «Яндекса» BFM.ru сообщили, что в целом запросов про различные спиртные напитки, согласно данным на начало этого года, довольно много — около ста тысяч каждый день.
«Судя по поисковым запросам к «Яндексу», самый популярный алкогольный напиток — вино. Водкой интересуются почти в два раза меньше. Входит в моду виски — количество запросов про этот напиток росло в течение всего прошлого года. Причем некоторые виды спиртного — например красное и белое вино, портвейн, коктейли — интересуют людей круглый год, а некоторые особенно популярны перед определенными праздниками или в определенный сезон. Пивом больше интересуются летом, а водкой — зимой, коньяк и херес ищут к 23 февраля, мартини — к 8 марта, а шампанское, конечно, к Новому году», — рассказали в пресс-службе.
При этом в «Яндексе» отмечают, что по времени суток «спиртное — вечерняя тема»: « Вечером и ночью о нем спрашивают чаще среднего, а утром и днем — реже. А еще всплеск интереса к алкоголю заметен по рабочим дням после обеда».
Запрет без санкций
Глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз рассказал BFM.ru, что рынок продаж алкоголя через Интернет по объемам все же крайне мал. «Это сотые доли процента в общем объеме алкогольного моря России. Прежде всего, это рынок элитного алкоголя и преимущественно импортного. Речь идет о дорогих спиртных напитках: виски, роме, джине, текиле, абсенте, граппе, дорогой премиальной водке, дорогих винах. До введения ночных запретов позволить себе это могли обеспеченные граждане. Их цель была очевидна — они получали продукцию по более низкой цене, чем в большинстве магазинов. Но сейчас произошло слияние двух процессов: ночной запрет продаж спровоцировал резкий всплеск продаж в Интернете практически любого алкоголя, вплоть до дешевой водки. И это опорочило честь существовавшей до этого торговли. Вместо цивилизованных и легальных продавцов в Интернет уже пришли и продолжат приходить нелегальные торговцы. То есть, безусловно, интернет-торговля сохранится, никуда она не денется, но она будет мимикрировать, прятаться. Продажи останутся, но риск получить в результате этих продаж поддельный алкоголь резко возрастает», — рассказал BFM.ru эксперт.
При этом Дробиз уверен, что надеяться на то, что запрет на дистанционную торговлю спиртным повлияет на снижение «алкоголизации населения», не стоит. «Глупо рассчитывать на это. Да, в России идет антиалкогольная кампания, борьба идет популистскими ограничительно-запретительными мерами. Но сама проблема просто примет скрытые формы», — считает Дробиз.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин согласен: де-факто закон, запрещающий продажу алкогольной продукции дистанционным способом, ни на что не влияет. При этом эксперт уточнил Business FM, что в самом законе прямого запрета нет, есть постановление правительства четырехлетней давности, запрещающее подобного рода деятельность, причем независимо от времени суток.
«Многочисленные интернет-магазины работают сегодня, нарушая постановление. Чтобы этот запрет работал, должны быть адекватные санкции за его нарушение. А так торговцы просто не выполняют постановление правительства, но никаких санкций за это не предусмотрено, если у них есть лицензия на розничную продажу (если нет, то это нарушение 171-й статьи УК). Пока не будут приняты меры, все так и останется, как есть. А сейчас есть только голословный запрет», — рассказал Шапкин.
Ведущий специалист «Открытого института здоровья» Кирилл Данишевский отмечает, что, как правило, люди, которые страдают от алкоголизма и люди, заказывающие алкоголь в Интернете — это все-таки разные социальные категории. «Среди пользователей Сети алкоголиков тоже хватает, но все же основные меры должны быть направлены не на них», — пояснил BFM.ru эксперт. При этом Данишевский отмечает, что любые ограничительные меры в России, учитывая менталитет наших сограждан, будут в конечном итоге иметь, скорее, положительный эффект, нежели отрицательный.