Компания Air France отменяет сегодня около 200 рейсов из-за забастовки бортпроводников. Ранее сообщалось, что отмене подлежат, в том числе, и рейсы по направлениям Москва-Париж и обратно. Австралийская авиакомпания Qantas прекратила с субботы вообще все полеты на неопределенный срок. Таким образом, менеджмент компании решил ответить на действия профсоюза, который недоволен планами по сокращению персонала. Эксперты не исключают отмены рейсов и других авиакомпаний по всему миру.

Сотрудники Qantas бастуют против планов увольнения одной тысячи сотрудников. Исполнительный директор компании Алан Джойс обвинил профсоюзы в намеренной попытке уничтожить Qantas. По его словам, прекращение полетов обходится в 20 миллионов долларов в день, но других вариантов администрация не видит.

Что касается одного из крупнейших европейских перевозчиков, то весной Air France объявила о том, что в течение ближайших трех лет сократит 4 тысяч рабочих мест. Потом под давлением профсоюзов руководство компании пообещало, что не будет никого увольнять принудительно, а просто не станет брать на работу новых сотрудников. Но забастовку бортпроводников это не остановило.

"Наступает какой-то момент, когда есть вещи, которые невозможно принять. И это несмотря на начинающиеся каникулы. Пусть они знают, что существует угроза для их безопасности из-за всех этих планов по поводу экипажей коммерческих рейсов. Существует угроза для безопасности", - подчеркнул представитель независимого французского профсоюза "Сюд" Гаэль Сибриль.

Пилот гражданской авиации Евгений Самсонов напомнил, что сокращать персонал авиакомпании начали еще в прошлом веке: «Эта тенденция, кстати, началась в середине 70-х годов. Если взять Боинг 707, там командир 2-й и борт-инженер. На некоторых штурман был. Потом сокращение до 2-х человек. Якобы полная автоматика. Даже на таких больших машинах как 747 тоже до 2-х человек сокращают. Конечно, снижают безопасность, о чем там говорить, может быть б даже не заметно, но так уже будет и дальше».

Три года назад Delta Airlines, British Airways, Japan Airlines и многие другие компании объявили о планах по увольнению работников. Причиной стало падение объемов перевозок из-за глобального кризиса.

"Стремятся сократить расходы все без исключения авиакомпании. И большие и маленькие и чартерные, все без исключения. Но, проблема заключается в том, что это крайне сложно сделать. Статистика показывает рост расходов на персонал. Авиакомпаниям, естественно, хотелось бы как-то этот процесс держать под контролем, но, к сожалению, не очень получается. То есть, единственный способ снижения расходов на персонал - это его сокращение", - считает генеральный директор консалтинговой компании ИНФОМОСТ Борис Рыбак.

Сейчас зарплаты командиров кораблей в крупной авиакомпании превышают 15 тысяч долларов в месяц. При этом, по словам экспертов, зарплаты летного персонала продолжают расти, в том числе из-за действий профсоюзов. Сократить издержки за счет оптимизации расходов на керосин и обслуживание самолетов компании тоже не могут. Правда, некоторые перевозчики отказываются от закупок новой техники, но это тоже не выход.

Ситуация патовая. Некоторые предлагают довольно экзотические способы экономии. Например, глава крупнейшего в Европе лоукостера Ryanair Майкл O'Лири в свое время предлагал запустить рейсы только со стоячими местами в салоне самолета. А в прошлом году он выступил со скандальным заявлением о том, что надо сократить экипаж вообще до одного человека. Просто нужно отправить одну из стюардесс на краткосрочные базовые пилотские курсы, пояснил O'Лири.