В понедельник в Тольятти российское правительство провело совещание по стабилизации ситуации в российском автопроме.

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко начал его с общих характеристик кризиса в отрасли, сообщив, что согласно официальной точке зрения, падение российского рынка легковых автомобилей в 2009 году может составить до 60% по сравнению с 2008 годом. «Если в декабре на совещании в Набережных Челнах мы предполагали, что рынок легковых автомобилей, который в целом отражает состояние покупательной способности населения, упадет на 40%, то анализ динамики продаж автомобилей за январь-февраль 2009 года показал, что падение рынка может составить более глубокую величину — до 60%», — поделился расчетами министр.

Аналогичная ситуация на рынке коммерческих автомобилей. При этом власти понимают, что единственная мера, способная удержать рынок от дальнейшего падения — это госпомощь, причем как производителю, так и конечному покупателю. «Для поддержки спроса на легковые автомобили было принято решение о субсидировании процентных ставок для покупок автомобилей населением. Это особенно важно, когда средняя процентная ставка по кредиту составляет 20%. По нашим расчетам, в 2009 году может быть продано в кредит 130-150 тысяч автомобилей», — сказал Виктор Христенко.

Как уточнил министр, в этом году на реализацию данной схемы из бюджета выделено 2 миллиарда рублей (на три года — 6 миллиардов рублей), однако пока что банки, которые участвуют в этой программе — ВТБ 24, Сбербанк, Россельхозбанк — находятся на стадии запуска программы. Но министр настроен оптимистично: «Я думаю, что все это уже на этой неделе завершится, чтобы мы смогли запустить эту систему». В результате правительство рассчитывает, что в первом полугодии произойдет существенное увеличение доли отечественных и «совместных» автомобилей в общем объеме продаж.

Что же касается помощи главному отечественному производителю легковых автомобилей — ОАО «АвтоВАЗ», то, прежде всего, как сообщил сегодня президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин, Газпромбанк и ВТБ готовы подписать меморандум о финансировании инвестпрограммы предприятия объемом 90 миллиардов рублей.

Кроме того, сегодня было одобрено выделение «АвтоВАЗу» 25 миллиардов рублей беспроцентной государственной ссуды. При этом Виктор Христенко пояснил, что речь идет о предоставлении помощи через «Ростехнологии» с последующей возможностью конвертации обязательств в акции «АвтоВАЗа». Вместе с тем министр оговорился, что окончательное решение — за акционерами «АвтоВАЗа», ключевыми из которых, напомним, являются госкорпорация «Ростехнологии», инвестиционная компания «Тройка-Диалог» и концерн «Рено».

Аналитик UBS Илья Макаров в интервью радиостанции Business FM пояснил, что иного выхода у государства не было. «Если не предоставить госгарантии и возможность перекредитоваться, то есть пролонгировать свои краткосрочные обязательства, то «АвтоВАЗ» придет к ситуации банкротства, а это недопустимо в текущих условиях, — заявил эксперт. — У «АвтоВАЗА» очень большое количество работников, около 110 тысяч. А что касается конкурентоспособности, то его модели, в принципе, конкурентоспособны на нашем рынке; «АвтоВАЗ» пока что является лидером в своем сегменте».

При этом аналитики предупреждают, что переговоры с акционерами будут непростыми. «Мне кажется, что вопрос допэмиссии будет открытым, — говорит Марина Иркли, аналитик ИК «Велес Капитал», — это будет сложный процесс переговоров, потому что, я думаю, не все акционеры, в частности «Рено», будут согласны с размытием доли».

Видимо, именно поэтому Владимир Путин, подводя итоги совещания в Тольятти, подчеркнул, что государство не будет настаивать на размывании пакетов других акционеров компании. «Мы не будем настаивать на уменьшении пакетов акционеров, включая миноритарных», — счел нужным отметить премьер. Он также не исключил, что государство может спустя год продлить ссуду АвтоВАЗу: «И если будет необходимость, мы можем продолжить ссуду, если по итогам анализа через год мы поймем, что такие действия будут необходимы».

Премьер также сказал, что Сбербанк и ВТБ в ближайшее время выделят АвтоВАЗу бридж-кредит на 8 миллиардов рублей, необходимый на период, пока госсредства будут идти на счета предприятия. Напомним, что сейчас общий долг «АвтоВАЗа» перед банками составляет около 36 миллиардов рублей, а включая облигационные займы — 44 миллиарда рублей.