Сегодня в Новосибирске премьер сообщил, что все федеральные трассы должны быть приведены в порядок за 5, максимум 10 лет. И добавил, что в специально созданных федеральных и региональных дорожных фондах до 2020 года правительство рассчитывает аккумулировать 8 триллионов рублей. Путин также пообещал максимально активное развитие государственно-частного партнерства в дорожном секторе:

«Мы вкладываем в транспорт серьезные бюджетные деньги. Однако очевидно, что нужны дополнительные источники финансирования, и здесь мы много ждем от механизмов государственно-частного партнерства. Такие модели уже работают при модернизации аэропорта «Пулково» в Петербурге, при прокладке дороги Москва-Санкт-Петербург. И, безусловно, нужно эту практику расширять. Могу сказать, что до 2020 года только в строительство новых автодорог планируется привлечь до полутриллиона частных инвестиций».

Эксперты сомневаются, что эти деньги удастся собрать. Вот, как комментирует ситуацию со-руководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов:

«Если это федеральные вещи, акцизы на бензин могут частично поступать, это налоги транспортные, если это региональный и это основной источник, и еще не возбраняется финансирование из фонда за счет бюджета, то есть бюджетными трансфертами. К 20 году давайте посмотрим, если у нас остается 8 лет по триллиону дополнительно, вообще-то нет. Мне не очень понятно, что увеличивать. Чтобы не спровоцировало ухода налогоплательщиков еще больше в теневой сектор. То есть, каких-то продуктивных идей, чтобы тянуло на 8 триллионов, мне кажется, очень трудно найти».

На 8 триллионов можно было бы построить 130 тоннелей, подобных тому, который свяжет улицы Алабяна и Большую Академическую в рамках столичного проекта «Большая Ленинградка». Или примерно столько же мостов на остров Русский во Владивостоке, который строится к саммиту АТЭС. Стоимость этих проектов, по разным оценкам, 50-60 миллиардов рублей. Но партнер компании ФБК Игорь Николаев обещаниям премьера не верит:

«Если 8 триллионов, то это рост процентов на 60-70, я имею ввиду ежегодно надо увеличивать затраты, чтобы выйти на такую цифру. Да, это значительный рост и это может существенно поправить состояние наших дорог. Меня смущает в этой инициативе то, что мы сейчас каждый день слышим о новых и новых обещаниях. Это явно продиктовано тем, что выборы у нас на носу. Одни и другие. И, в общем-то, к такого рода заявлений в такие периоды надо относиться на самом деле, на мой взгляд, достаточно скептично».

Премьер также сказал, что с будущего года власти будут субсидировать лизинг иностранных самолетов. Заверил, что правительство постарается не допустить резких скачков цен на бензин. Предложил установить общественный контроль над дорожным строительством, и начать эту практику с ЦКАД. А также заявил, что зарплату в госсекторе необходимо повышать. Но добавил, что у чиновников должны быть и иные, кроме зарплаты, стимулы дорожить своей службой. Какие именно — не сказал.

Business FM