Госдума сегодня рассматрела и приняла во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на 2012 и 2013–2014 годы. В первом чтении документ был принят 21 октября этого года.

За месяц к документу было предложено 295 поправок. Сегодня депутаты приняли во втором чтении вариант бюджета, в котором общий объем доходов в 2012 году прописан на уровне 11,779 трлн рублей, объем расходов — 12,656 трлн рублей, а дефицит федерального бюджета на будущий год запланирован на уровне 876,588 млрд рублей. В 2013 году дефицит увеличится до 1,024 трлн рублей, а в 2014 году снизится до 491,118 млрд рублей. За основу планирования берется цена барреля нефти Urals на уровне 100 долларов, объем ВВП — 58,683 трлн рублей и инфляция в 6%. Самые крупные статьи расходов — социальная политика (35%), национальная экономика (около 16%), правоохранительная деятельность — чуть более 12%. Расходы на оборону составят 8,6%.

Оптимальность распределения расходов вызывает вопросы, считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. В бюджете расходы на здравоохранение и образование выросли на 7–8% по сравнению с показателями этого года. А расходы на оборону — на 20%, на национальную безопасность — больше чем на 37%. «Это очень серьезная заявка на то, что новая политика 2012 года — это один из способов стимулирования экономики. Я сторонник другого подхода. Хотя перевооружение и модернизация армии, как правило, оказывает мультипликативный эффект на другие отрасли».

При рассмотрении главного финансового документа в правительстве премьер Владимир Путин заявлял о том, что к 2014 году дефицит бюджета должен сократиться примерно вдвое, до 0,7% ВВП. Он призвал не раздувать необдуманно расходы. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев говорил о том, что комитет настроен на постепенное снижение дефицита бюджета и в итоге — переходу на бездефицитный вариант.

Одна из принципиальных рассматриваемых поправок — возможность увеличения расходов на исполнение публичных обязательств на будущий год, которые включают в себя в том числе дополнительное ежемесячное материальное обеспечение ветеранов, выплаты оставшимся без работы женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, пособия военнослужащим и так далее. Согласно внесенным поправкам, сумма расходов на эти цели в будущем году должна быть увеличена на 165,4 млрд рублей, до 517,6 млрд рублей. Еще один вопрос на повестке дня — возможность перераспределения до 200 млрд рублей в будущем году на социальные обязательства в случае возникновения «кризисных ситуаций».

Таким образом, сейчас стоит задача увеличить и без того серьезные социальные расходы и при этом добиться сокращения дефицита бюджета. Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы при правительстве РФ, считает, что для этих целей обычно Госдума ищет способы увеличить доходы. «Часто заказывается у правительства принятие пессимистичного макроэкономического прогноза, — пояснил он BFM.ru. — Но в нынешней ситуации, наверное, трудно об этом говорить».

Для такой страны, как Россия, с сильной зависимостью от цен на нефть, бюджет, основанный на 100 долларах за баррель, недостаточно консервативный, соглашается Юлия Цепляева из BNP Paribas. «Казахстан имеет бюджет, основанный на 80 долларах за баррель, многие страны ОПЕК — тоже на 80 долларах за баррель. Но цена не нефть в следующем году, скорее всего, будет еще выше, поэтому мы не ждем каких-то неожиданностей», — считает она.

Добавим, уже с будущего года регионы получат новые финансовые обязательства в рамках децентрализации полномочий, объявленной Дмитрием Медведевым в бюджетном послании. В ее рамках на регионы перекладывают финансирование программ по борьбе с безработицей, поддержку ряда учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры и сельского хозяйства. В ведение федерального центра переходит финансовое обеспечение полиции.

Сегодня «Известия» со ссылкой на расчеты Минфина сообщили, что от перераспределения полномочий выиграют 63 региона, которые получат, в том числе дополнительные доходы — налоговые поступления от повышенных заработных плат военнослужащим. В итоге, 19 регионов по этой же причине проиграют. Преимущественно, это регионы центральной России, где нет крупных воинских частей. Таким регионам Минфин в будущем году компенсирует потери от реформы, сообщает издание.

Планируется, что к третьему чтению бюджет может быть готов уже к 22 ноября 2011 года.