На днях клиенты банка ВТБ 24 не смогли расплатиться чиповым рублевыми картами во Франции и Бельгии, причем транзакции не прошли ни через терминалы, ни через банкоматы.

Чиповые карты российских банков зависают в Европе не в первый раз. Вот что рассказал радиостанции Business FM один из клиентов ВТБ 24: «Осенью прошлого года ВТБ 24 во время моей поездки за границу заблокировал мою карту и перевыпустил ее, причем без моего ведома. Это произошло потому, что какую-то из транзакций в банке посчитали подозрительной. В итоге я где-то в течение 10 дней не имел доступа к счету, на котором у меня лежали практически все деньги».

При этом снова открыть доступ к счету можно будет лишь тогда, когда путешественник вернется в Россию. Правда, стоит уточнить, что осуществление транзакции зависит не только от банка—эмитента карты.

Главный специалист пресс-службы ВТБ 24 Вадим Маркарян назвал причины, по которым транзакция могла быть отклонена: «Во-первых, могла не поддерживаться связь с банком. То есть транзакция была отклонена банком-эквайром — банком, который обслуживал данный терминал или точку. Вторая причина могла заключаться в том, что этот банк не обслуживал именно чиповые карты. Наконец, возможно, клиенту не хватало средств на счете для осуществления операции. Кроме того, бывают такие транзакции, которые попадают в группу риска, и тогда карта блокируется».

Представители международных платежных систем убеждены, что дело тут не в чипе. «Сам чип зависнуть не может, потому что эти карты выпускаются миллионами, и вероятность того, что он неправильный, практически равна нулю, — говорит Андрей Тарусов, вице-президент MasterCard Europe в России. — А если даже терминал или банкомат не умеет читать чип, он будет читать карточку по обыкновенной магнитной дорожке, она на ней тоже есть».

Поэтому Андрей Тарусов склоняется к тому, что имел место локальный технический сбой. «У нас есть специальный центр мониторинга ошибок, которые возникают из-за того, что чип на карте сработал неправильно или терминал сработал неправильно. Мы все это отслеживаем в режиме онлайна, подобные транзакции сразу отлавливаем и обращаемся к банкам, которые обслуживают это оборудование, и решаем проблемы. Но в принципе технические отклонения всегда могут быть, поэтому, если уж такое случилось, можно перейти к соседнему банкомату, и с большой долей вероятности все будет нормально».

Как бы то ни было, чтобы не остаться за границей без средств, желательно взять с собой несколько карт различных платежных систем и желательно разных банков. А перед поездкой предупредить о ней эти банки и проконсультироваться, будут ли одобрены транзакции из страны поездки.

Президент компании «Экономическая летопись» Олег Никульшин поясняет, почему стоит так сделать: «Платежные системы напрямую никогда не говорят, что какая-либо страна в целом себя скомпрометировала. При этом есть страны, в которых, например, не принимаются определенные карты вообще — это связано, как правило, с политическими системами. Скажем, в Иране невозможно расплатиться картами международных систем. И есть страны, где просто очень велик процент финансового мошенничества из-за криминогенной ситуации. Очень много проблем возникает в странах, которые давно приглянулись российским туристам. Так, в Турции очень много случаев мошенничества с карточками, в странах Юго-Восточной Азии, в том же Таиланде например».

При этом мошенничество может иметь почти профессиональное качество. Например, в Турции мошенники одно время использовали фальшивые банкоматы — по виду настоящие, но не подключенные к платежным системам. Денег они, конечно, не выдавали, а работали только на считывание информации по карте и запоминание пин-кода. И спустя пару дней после «неудачной» операции, а то и раньше, со счета несчастного клиента снимались практически все деньги.

Именно поэтому банки, как правило, блокируют сомнительные операции. Но при этом они обязаны предупреждать клиентов о странах группы риска. И если вы не слишком внимательно изучаете те материалы, которые вам присылает банк, то перед поездкой в экзотическую страну стоит осведомиться либо в отделении либо в справочной службе банка о том, не относится ли она к «рискованным» регионам.