За шесть минут, что длится этот видеоролик, Григорий Мелконьянц произнес фразу «Вы — сурковская пропаганда» 86 раз. За три дня с момента появления ролика в Интернете, его посмотрели 400 тысяч человек, пишет британская The Financial Times в статье о том, как привычный инструмент государственной пропаганды, телевидение, перед нынешними выборами встретил неожиданное сопротивление в Интернете.

Григорий Мелконьянц, заместитель исполнительного директора ассоциации в защиту прав избирателей «Голос», сделал то, что до сих пор не приходило в голову, кажется, никому. Когда в офис организации ворвалась съемочная группа НТВ во главе с коротко стриженым юношей с микрофоном, Мелконьянц стал снимать все происходящее на мобильный телефон. На все вопросы агрессивного коротко стриженого юноши он спокойно отвечал: «Вы — сурковская пропаганда». И так 86 раз. НТВ покажет свою версию этого «интервью» сегодня вечером (или не покажет). А пока что полмиллиона человек имели возможность посмотреть в YouTube на то, как берут интервью у берущих интервью.

Как пояснил The Financial Times г-н Мелконьянц, он уже несколько раз давал интервью НТВ, но телекомпания прислала свою группу еще раз в попытке устроить «Голосу» засаду. Если принять этот термин, то группа НТВ сама попала в засаду: «Им нужен был скандал, и вот что они получили, — говорит один из руководителей «Голоса». — Сомневаюсь, что многие будут смотреть их программу о нас, но все уже видели этот видеоролик».

Московский корреспондент британской газеты Чарльз Кловер пишет, что данный эпизод — хорошая иллюстрация того, как в России перед нынешними выборами в Госдуму столкнулись телевидение, которое контролируется государством, и пока все еще не подконтрольный государству Интернет. Британскому журналисту даже показалось, что на какое-то время Интернет начал лидировать в борьбе за умы и сердца россиян.

По словам главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, «нынешние выборы станут последними, которые контролируются посредством телевидения». FT, приводящая слова Венедиктова, напоминает: главный акционер «Эха», так же, как у НТВ, — «Газпром», правда, радиостанция, по мнению британской газеты, «имеет более независимую редакционную политику».

FT полагает, что рост популярности Интернета в России сопровождался одновременным падением популярности «Единой России» и падением рейтингов телевизионных новостей. За последний год две главные воскресные новостные программы двух основных госканалов потеряли от 10 до 14% зрителей, согласно данным компании TNS Russia Media.

Аналитики полагают, что этот феномен отчасти объясняется потерей интереса к теленовостям со стороны молодежи и более состоятельной части аудитории: им не нравится телевидение, которое при Путине стало настолько подконтрольным государству. В статье приводятся слова Оксаны Вождаевой, которая ранее работала на одном из региональных российских телеканалов, а ныне перешла в Русскую службу Би-би-си: «Наше телевидение настолько скучное, что я не знаю людей, которые его все еще смотрят. В последнее время стало даже модным хвастать тем, что ты его не смотришь».

Власть в России, однако, пока не пыталась подвергать Интернет такой же грубой цензуре, как это происходит в Китае. Венедиктов это объясняет тем, что в настоящее время это и невозможно: «Паста из тюбика уже выдавлена». Другое дело, что сам г-н Венедиктов на днях объявил о создании нового федерального интернет-СМИ — PublicPost: совместно со Сбербанком и агентством «Интерфакс».

По данным британской рейтинговой компании ComScore, в ноябре Россия обошла Германию и возглавила список европейских стран с наибольшим количеством интернет-пользователей. Россияне также занимают третье место в мире как наиболее активные пользователи социальных сетей, где зачастую доминирует политический контент. И вот к чему это приводит. Ролик с эпизодом освистывания Путина на стадионе «Олимпийский» был просмотрен 3,3 млн раз. Средняя аудитория выпуска вечерних новостей на главном госканале — 3,1 млн человек, по данным TNS Gallup Media.

Против телевидения работает и то, что снятые с эфира по цензурным соображениям фрагменты и передачи попадают в Интернет. Так случилось с не увидевшим свет на НТВ документальным сюжетом о похищении российских солдат в Чечне: его в YouTube увидела 400-тысячная аудитория.

Перед публикацией этой заметки фоторедактор BFM.ru позвонила Григорию Мелконьянцу с просьбой предоставить более четкую фотографию «засады на засаду» энтэвэшников, чем та, которую удается снять с YouTube. Г-н Мелконьянц сказал, что в настоящий момент едет в суд. Это к тому, что если Интернет в России и соперничает с другой виртуальной реальностью, государственным телевидением, то это не распространяется на собственно российскую реальность.