РЖД не справляется со своими задачами. Крупные грузоотправители жалуются, что не могут вывезти своё сырье с Урала. И несут многомиллионные убытки. В РЖД большой проблемы не видят и говорят, что в срочном порядке выполняют заказы нефтяников.

Газпромовский завод по стабилизации конденсата в Сургуте впервые вынужден был сократить производство в связи с тем, что не вывезено 50 тысяч тонн конденсата. В результате топливо не поступило в газопровод.

У РЖД не хватает локомотивов. Возникли проблемы с диспетчеризацией движения, утверждают в пострадавших компаниях.

Пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов признает, что ещё увеличилась добыча на месторождениях:

«У нас увеличивается объём добычи жидких углеводородов на наших месторождениях. Нам нужен больший объём транспортировки этих грузов. Сейчас с этим есть проблема, потому что железная дорога не справляется. Это накладывает определённые ограничения на добычу на наших месторождениях. И если, в случае газа, мы можем спокойно регулировать объёмы, то, в случае добычи из месторождения, где идут и жидкие, и газ — то здесь, например, остановка производства, фактически, означает заморозку шлейфов до весны».

Проблему осложняет то, что железные дороги сейчас обслуживают нефтяников, которые припозднились с завозом бурового раствора и оборудования к месторождениям.

В РЖД ситуацию считают рабочей. Комментарий главы пресс-службы компании Дмитрия Перцева:

«Все грузы, которые предлагаются компаниями (Газпром, НОВАТЭК и СИБУР) в районе Свердловской железной дороги, перевозятся в том объёме, в котором компании предоставляют. Вагоны движутся. И все вопросы, которые возникают, решаются в рабочем порядке».

Вагоны с конденсатом сегодня не вывозятся, либо их отправляют, а потом бросают. О текущих убытках «Газпрома» — аналитик «Номос-банка» Денис Борисов:

«Если исходить из 50 тысяч тонн конденсата, то это в денежном эквиваленте 50 миллионов долларов. Это общая стоимость товара. Но очевидно, что размер убытка будет кратно меньше, потому что рано или поздно этот товар будет доставлен. Тут речь идёт о методике оценки убытков, связанных с простоем. Если всё ограничится 50 тысячами тонн, то это не существенные потери. Если масштаб примет более серьёзные размеры, то и для НОВАТЭКа, и для СИБУРа это будет более болезненно, чем для Газпрома, который диверсифицирован в плане географии».

«Газпром», НОВАТЭК и СИБУР сейчас ведут переговоры с РЖД. В суд никто подавать не собирается. Но «Газпром» готовит обращение к Владимиру Путину. Ранее на РЖД жаловались металлурги и угольщики. Тогда в ситуацию пришлось вмешиваться Дмитрию Медведеву.

Дмитрий Гаврилов, Business FM