Правительство России потратило в 2010 году на бюджетные субсидии 1,8 трлн рублей, или 4% ВВП. Об этом говорится в итоговом докладе по корректировке стратегии развития России до 2020 года, пишет газета «Ведомости». Согласно документу, который правительственные эксперты уже передали в Белый дом, резкий рост субсидий начался в 2007 году, когда были созданы семь госкорпораций. Показатель увеличился с 1,7% ВВП в 2006 году (средний уровень в развитых странах составляет 1,3%) до 4,7%. В 2009 году субсидии из бюджета выросли до 5,4% ВВП на волне антикризисных вливаний денег в экономику.

Самые значительные субсидии по открытой части бюджета (более половины расходов на оборону и до трети на безопасность засекречены) обойдутся государству в 2011-2013 годах почти в 2 трлн рублей, следует из документа. При этом эффективность использования этих денег практически не контролируется, констатируют авторы доклада.

Высокий уровень субсидий в документе объясняется в основном поддержкой компаний с государственным участием, а также «инъекциями» денег в уставные капиталы госкорпораций. К примеру, во время кризиса основными получателями были автомобильная и авиационная промышленность, РЖД (в монополии считают, что для безубыточности бизнеса государство должно выделять более 30 млрд рублей) и финансовый сектор. Кризис «преимущественно преодолен», считают авторы доклада и предлагают сократить объем субсидий до 1,5% ВВП (что в условиях 2011 года составило бы 799,1 млрд рублей). Они призывают переориентировать неконкурентоспособные предприятия на активное привлечение частного капитала.

Сотрудник аппарата правительства в интервью газете сравнивает субсидию с наркотиком. Кто подсел, добровольно не откажется, надо снимать с иглы насильно, рассуждает он и недоумевает: «Вопрос в том, кто ж этим займется?» Собеседник издания утверждает, что в настоящее время нарастает давление со стороны получателей субсидий: «Все хотят денег». Сами эксперты не верят в то, что получится сократить взносы в уставные капиталы крупных корпораций и утверждают: Фактически это маловероятно». Сейчас снова поставлена цель индустриализации, а она, как правило, несовместима с сокращением субсидий, соглашается с ними главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева.

Значительная часть государственных субсидий правительство направляет на транспортную инфраструктуру. Российские власти до 2020 года выделят на дорожное строительство 8,3 трлн рублей, сообщил 5 сентября 2011 года премьер Владимир Путин. По его данным, эта сумма втрое больше затраченной за предыдущую восьмилетку — 2,7 трлн рублей.