Независимым кандидатам в президенты Григорию Явлинскому и Михаилу Прохорову удалось собрать более миллиона подписей в свою поддержку.

18 января все подписи необходимо сдать в ЦИК. Эксперты утверждают, что собрать 2 миллиона подписей менее чем за 20 дней, 10 из которых приходятся на новогодние праздники, практически нереально.

Со штабом иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева, которого выдвинула кандидатом в президенты инициативная группа работников РЖД, накануне, как и за день до этого, связаться не удалось. В его приемной координат штаба не знают. Более того, в итоге недавние обвинения в недобросовестной подписной компании губернатор опровергал лично, хотя вначале утверждал, что это сделают представители штаба. Поэтому, сколько подписей уже собрано в поддержку Мезенцева, неясно.

В штабе «Яблока» Business FM заявили, что за Григория Явлинского подписи поставили более миллиона человек. Однако большое количество подписных листов пока находится на руках у волонтеров. В Москве пункты сбора подписей «Яблока» расположены у 6 станций метро плюс центральный офис. Подписи собирают и в регионах. Деньги на компанию Явлинскому жертвовал малый и средний бизнес, были частные пожертвования. О финансовой стороне дела и спонсорах Business FM рассказал пресс-секретарь партии «Яблоко» Игорь Яковлев:

«Пока никаких данных о том, сколько денег потрачено, у меня нет, потому что есть необходимые расходы на организационную структуру, на развитую сеть штабов. С другой стороны, мы отказались от услуг платных сборщиков. Все данные будут суммированы уже ближе к сдаче, и подписи будут переданы в ЦИК вместе с финансовым отчетом, который будет опубликован на сайте ЦИКа».

В штабе Прохорова сообщили примерно те же цифры о количестве подписей, что и в штабе «Яблока». Но компания по сбору подписей за Прохорова, несомненно, самая яркая. Сбор ведется в 70 регионах. Сборщики работают в торговых центрах, кинотеатрах, на ж/д и аэровокзалах. В штабе не сомневаются, что уложатся в сроки. Много подписей пока не подсчитано, но вероятно, собрано три четверти от необходимых 2 миллионов, заявил руководитель федерального избирательного штаба Антон Красовский:

«По закону избирательная кампания Михаила Прохорова, как любого другого кандидата, стоит 400 миллионов рублей. Эти деньги собраны. Ну, как? Это граждане, жертвователи, личные деньги самого Прохорова».

Минимальная стоимость подписной компании каждого кандидата — 200 миллионов рублей. Реальная — несравнимо больше. В том, что деньги себе жертвовал сам Михаил Прохоров, не сомневается политолог Евгений Минченко:


«Доля рисованных подписей — это около 50%, и это в самых оптимистических прогнозах. Как делаются эти подписи? Берут базу данных, Пенсионного фонда, социальных структур, банковские базы данных, и на их основе берут паспортные данные, и рисуют подписи».

При этом наблюдатели предполагают, что реально волонтеры собирают подписи только в поддержку Явлинского. Всем остальным кандидатам, скорее всего, труд сборщиков пришлось оплачивать.

Светлана Чередникова, Business FM