В Египте в среду отмечают первую годовщину начала народного восстания 25 января. Эта дата объявлена национальным праздником в стране и выходным днем. До свержения режима Мубарака 25 января также было праздничной датой — Днем полиции. В Египте все отчетливее видны признаки паралича власти: обществу, военному и гражданскому руководству с каждым днем сложнее находить взаимопонимание. Своими мыслями о том, куда страну может завести революция, с BFM.ru поделился уроженец Египта, политолог-арабист из Испании Сала Серур (Salah Serour).

Через год после начала революции, в которой участвовали миллионы египтян, многие важные вопросы остаются без ответа. Это дает повод некоторым утверждать, что молодые революционеры ошибались, полагая, что залогом их победы будет уход президента Мубарака. По мнению скептиков, восставшие должны были продолжать борьбу до полного изничтожения в Египте наследия прежнего режима. Ни пожар в штаб-квартире Национально-демократической партии, ни роспуск парламента не были достаточными: прежняя система глубоко укоренилась в государственных институтах, угрожая самим идеалам революции. Многие считают, что революция провалилась, а люди, связанные с прежним режимом, втайне управляют всеми государственными институтами в Египте. Но на самом деле революция далека от завершения, и впереди — самая важная ее фаза.

В разных слоях египетского общества идет дискуссия о сути революции и путях развития страны. Фоном для дискуссии служит противоречивая позиция, занятая новыми властями Египта относительно возвращения крупных денежных сумм, выведенных из страны при прежнем режиме. Египетским властям не хватает убедительности на переговорах с другими странами, те, в свою очередь, не уделяют вопросу должного внимания, хотя ранее они быстро рассекретили информацию о суммах на банковских счетах бен Али и Каддафи. Ливии это позволило вернуть 30 миллиардов долларов, пока Каддафи был еще жив. Иными словами, революционеры из Ливии и Туниса осознавали значимость возвращения выведенных из их стран денег, в отличие от Египта.

За последние месяцы в стране углубились противоречия между военной хунтой и правительством, с одной стороны, и хунтой и населением — с другой. Первоначально Военный совет объявил о том, что поддерживает устремления египтян, и это обеспечило военным кредит доверия со стороны населения. Но, похоже, отношения бывшего президента с армией сказались на решениях хунты, и позиция ее руководства изменилась. Этот факт, наложившийся на безразличие военных относительно расследования преступлений прежнего руководства страны, способствовал утрате доверия населения. Это, в свою очередь, породило новые политические противоречия. Представители Военного совета уверяют: обещание передать власть гражданским властям незыблемо, но лояльность хунты прежнему режиму заставляет усомниться в этих словах.

Площадь Тахрир в центре Каира стала местом проведения массовых торжеств по случаю первой годовщины революции. Фото: ИТАР-ТАСС