Руководство «Газпрома» признало неудачной попытку создания собственного флота для освоения месторождений на шельфе. По этой причине в конце осени 2011 году оно поручило соответствующему департаменту начать подготовку к продаже ООО «Газфлот», которое занимается геологоразведочными работами на шельфе и выступает заказчиком судов для нужд концерна, пишет газета «Московские новости».

«Газфлот» не стали переименовывать в рамках кампании по ребрендингу дочерних структур, и теперь это единственная 100-процентная «дочка» газовой монополии, которая не содержит в названии слово «Газпром». В компании газете объяснили, что процедура переименования намечена на середину 2012 года. По данным издания, к этому времени концерн, вполне вероятно, уже избавится от ставшего ненужным актива.

Основным претендентом на «Газфлот» считается бизнесмен Аркадий Ротенберг, структуры которого в марте 2011 года приобрели у газового концерна за 4 млрд рублей компанию «Газпром бурение». Новая покупка позволит Роттенбергу значительно увеличить возможности по предоставлению сервисных услуг, что в условиях стоящих перед российскими госкомпаниями задач в сфере разработки месторождений в Арктике обещает неплохой синергетический эффект. По данным журнала «Финанс», братья Аркадий и Борис Ротенберги в прошлом году занимали третье место в общероссийском рейтинге «Крупнейшие семейные бизнесы» с состоянием в 3,5 млрд долларов.

Для «Газпрома» это шанс отказаться от затрат, связанных со строительством и содержанием собственного флота. В соответствии с принятой концерном прошлой весной программой работ по освоению ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года в ближайшие десять лет, «Газпрому» требуется четыре плавучие буровые установки, пять платформ, более 18 судов снабжения и 16 судов обеспечения в порту Териберка (для «Штокмана»), а также 13 танкеров для перевозки сжиженного природного газа.

По оценке издания, стоимость создания такого флота превышает 10 млрд долларов. Это с учетом того, что часть дорогостоящих объектов — платформа для Приразломного месторождения, две полупогружные буровые для «Штокмана» и самопогружная буровая «Арктическая» для разведки на Приямальском шельфе — уже построена. До последнего времени в распоряжении «Газфлота» была одна буровая, два судна-снабженца ледового класса, три буксира, одно пассажирское судно и один танкер-заправщик. Задача собрать всю инфраструктуру, обеспечивающую морскую деятельность «Газпрома» под одной крышей, оказалась непосильной. Проблемы со строительством собственного флота не только вина, но и беда «Газпрома» и «Газфлота», которые были вынуждены обеспечивать заказами российские судостроительные заводы в рамках программы поддержки отечественного производителя в ущерб эффективности и качеству задолго до возникновения идеи о продаже «Газфлота».

ООО «Газфлот» — 100-процентное дочернее предприятие ОАО «Газпром». Создано для осуществления единой политики в области проведения геологоразведочных работ и освоения газовых и нефтяных месторождений на континентальном шельфе России.

Основные виды деятельности «Газфлота»: геологоразведочные работы; испытание скважин на суше; обустройство и эксплуатация месторождений; строительство морских добычных и буровых установок, флота и других специализированных плавтехсредств; развитие и эксплуатация береговых баз обеспечения и портовой инфраструктуры; перевозка углеводородов морским транспортом; оперирование флотом и его коммерческая эксплуатация; мониторинг объектов обустройства; экологический мониторинг. «Газфлот» владеет лицензиями на строительство скважин всех назначений на суше и континентальном шельфе, разработку нефтяных и газовых месторождений, осуществление морских пассажирских и грузовых перевозок, промыслово - геофизических исследований нефтяных и газовых скважин.