Сергей Петров, основатель компании «Рольф»

Вы можете задать свой вопрос Сергею Петрову (для этого оставьте комментарий к статье и не забудьте представиться).

— Чаще всего начинающий бизнесмен совершает ошибку — начинает искать деньги для бизнеса. Для бизнеса, честно говоря, деньги не нужны. А нужны, причем обязательно, умения какие-то, репутация. Вы можете пойти тогда в какую-нибудь компанию и поработать там для набора опыта. И там обязательно быть активным, таким, как, например, журналист или как писатель, который смотрит на все как исследователь. Вспомните Артура Хейли, написавшего «Колеса» и «Аэропорт». Примерно такими глазами надо смотреть на то место, где вы работаете. И надо увидеть, что я могу сделать лучше, изучив каждый отдел, каждую деталюшку. Когда вы там сильно продвигаетесь, вы можете у слабых акционеров потребовать долю, и они будут вынуждены вам ее дать. Либо можете уже тогда создать свой бизнес, обратившись в банк или к клиентам, которых вы знаете и которые могут вас на первое время субсидировать.

Обычно Господь помогает тому, у кого спина в поту. Так говорят, и это правда. Именно наработанные навыки и знания дают такие шансы. А без этого приносить какие-то инвесторские планы... Честно говоря, я не видел ни одного плана, где в конце написано «банкротство». Все они прекрасны, но их нет смысла читать. А что надо, так это иметь людей с горящими глазами, которые хотят что-то построить, чем-то гордиться. Таких довольно мало, а те, что есть, почему-то еще и уезжают. Поэтому я бы предложил им сначала стать в чем-то профессионалами, в том, что нужно людям. Просто пройти по рынку и посмотреть, что нужно людям? И дальше действовать в этом направлении.

Как найти деньги — второй вопрос. Если вы уверены в себе, любой путь правильный. Кроме, конечно, банального ограбления. Вы можете, например, пойти в банк, заложить свою квартиру и получить какие-то деньги. Я повторяю: можно начинать и без денег. Ведь очень много людей с деньгами, но они не умеют с ними обращаться, они бы с удовольствием дали эти деньги кому-либо, кто знает, что с ними делать. Поэтому нужно научиться обращаться с деньгами — тогда и достать их будет не сложно.

Если я вам дам сейчас какие-то большие деньги, это не значит, что вы через год вернете мне их с десятью процентами. Для этого вам нужно иметь много специалистов, сотрудников, знать какую-либо область. Как только вы стали специалистом и как только вы говорите: «Мне нужны деньги, чтобы открыть бизнес или сделать его лучше» — появляется масса желающих дать вам эти деньги. Поверьте, это так. Но сначала нужно все-таки эту уверенность у себя выработать.

— Что эффективнее: сразу поставить какую-то сверхзадачу или разделить свой путь на какие-то более мелкие, более конкретные цели?

— Конечно, путь по ступенькам, от цели к цели более эффективен. Когда вы играете в какую-то маленькую игру, то в какой-то момент вдруг замечаете, что вы это уже лучше делаете. Сам стандарт качества у вас стал очень высок для одной маленькой ступеньки — и вы переходите на следующую. Но всегда нужно иметь какую-то сверхзадачу в голове. Это здорово. Вообще — мечтать надо. Надо обязательно все время думать: а я хочу все тут перевернуть, сделать лучше, я хочу весь мир сделать более удобным для жизни. Это очень важное качество.

— Как работать с людьми, чтобы от них была максимальная отдача, но при этом оставаться с ними в гармоничных отношениях? Как мотивировать их делать то, что нужно вам как бизнесмену?

— Здесь несколько правил. Во-первых, нужно на самом трудном участке быть самому. Во-вторых, никогда не терпеть слабых людей рядом. Вы, конечно, будете выглядеть хорошо, но дело вы не сделаете. Вам нужно быть безжалостным к слабым, потому что, к сожалению, когда слабые остаются у вас в команде, первыми оскорбляются сильные. И уходят от вас. Если вы строите более серьезную корпорацию или компанию, нельзя там иметь ни друзей, ни родственников. Надо постараться быть в бизнесе немножко одиноким. Дружите где-нибудь на стороне, иначе это будет восприниматься немножко ревностно — «Почему он, а не я?».

Еще важна честная игра — кто и как здесь получает бонусы и продвигается по лестнице успеха. Открытость в этих вопросах очень важна для привлечения сильных людей.

А самое важное в бизнесе — думать дальше. Потому что в России все думают на год-два вперед. А для построения хорошей компании нужно всегда иметь перспективу в тридцать лет или даже более. Необходимо еще, чтобы вы думали: «Как здорово, я могу гордиться тем, что мы строим, потому что это будет приятно людям». И останется такой драйв — вот я сделал это! То есть нужно обязательно гордиться тем, что делаешь.

Сергей Петров ответит на самый интересный вопрос. Автору этого вопроса фирма «1С» подарит программу «1С: Управление небольшой фирмой 8».

Выбор самого интересного вопроса осуществляет редакция радиостанции Business FM, портала БФМ.ru и фирма «1С».