ФАС намерена проверить тарифную политику российских авиакомпаний, пишет «Российская газета». Как объясняют в ведомстве, такое решение обусловлено многочисленными жалобами пассажиров, в частности, на необоснованно высокую стоимость перевозок, непрозрачность взимания дополнительных сборов, а также условия и порядок возврата билетов.

К проверке будут привлечены регуляторы из стран СНГ и ЕС, отмечает служба. В Минтрансе, по данным ведомства, о планах ФАС не знают, однако готовы к сотрудничеству.

Как рассказал начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Ротенберг, проверка нацелена на предотвращение злоупотреблений авиакомпаниями. В частности, служба намерена выяснить особенности и степень эффективности работы системы управления доходами — компьютерной программы, посредством которой авиакомпании продают билеты и регулируют загрузку воздушных судов.

По мнению экспертов, государству не следует вмешиваться в тарифную политику перевозчиков, поскольку это в любом случае не сможет улучшить ценовую политику. По словам главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, цены на билеты зависят от спроса. Если компания прогнозирует высокий спрос — в продажу поступят только дорогие билеты, если спрос умеренный — система выдаст в продажу самые дешевые билеты, а если дешевые билеты раскупят, но на билеты подороже спрос не появится — самолет полетит полупустым. Как отмечают эксперты, задача таких систем продаж — не обеспечить удобство клиенту, но принести компании как можно большую прибыль, и зачастую компании выгоднее перевезти 20 клиентов за 10 тысяч рублей каждого, нежели 40 пассажиров за пять тысяч рублей, поскольку она таким образом сэкономит на бортовом питании и аэропортовых сборах.

По мнению экспертов, в случае, если государство намерено контролировать тарифы на авиарынок, единственным решением ставит субсидирование перевозок либо отмена НДС на авиабилеты.

Претензии к тарифной политике авиаперевозчиков предъявляют и туроператоры. По данным Ростуризма, при заключении с авиакомпаниями контрактов на перевозку пассажиров турфирмы испытывают гораздо большие риски понесения убытков в случае непредвиденных обстоятельств.