До конца мая в мэрии Москвы состоится совещание, на котором будут обсуждаться возможные площадки для создания в столице аналога лондонского Гайд-парка.

Королевский Hyde Park в центре Лондона, с примыкающими к нему Кенсингтонскими садами — привычное место для упражнений в красноречии. Традиция появилась ещё в 19 веке. «Гайд-парк — это не специальное место, где каждый может высказаться, это просто традиционное место отдыха, удобное место, недалеко от центра, недалеко от элитных кварталов, там уже столетиями можно тусоваться. Это миф такой в глазах соотечественников и властей», — считает политолог Дмитрий Орешкин.

Руководитель столичного департамента региональной безопасности Алексей Майоров сообщил сегодня РИА «Новости», что идею создания московского Гайд-парка городские власти начали активно рассматривать после акций оппозиции. Чиновник пояснил, что митинги и шествия вызвали возмущение в связи с нарушением общественного порядка и неудобствами из-за перегрузки улиц (видимо, имеется в виду «Контрольная прогулка» 13 мая).

В понедельник Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы подсчитал, что лагерь оппозиционеров на Чистых прудах (он был разбит после «Марша миллионов» 6 мая и массовых задержаний 7-9 мая) нанес ущерб газонам и деревьям на 1 млн рублей.

Акции протеста одних рассерженных горожан, в свою очередь, рассердили других горожан: в частности, сегодня в Басманном суде будет рассматриваться иск жителей Чистопрудного бульвара к участникам акции «ОккупайАбай».

В сложившейся ситуации власти города вынуждены были вернуться к обсуждению вопроса о выделении специальной площадки для проведения разного рода митингов.

Долгоиграющая пластинка

Надо сказать, что идея эта не нова. Впервые об этом заговорили еще в 2007 году: тогда во избежание вынужденных перекрытий центральных улиц города московские власти во главе с Лужковым выделили для проведения политических акций площадку на набережной Тараса Шевченко. Но мода собираться у «украинского кобзаря» не прижилась: по словам представителя оппозиции Ильи Яшина, «безлюдно» там.

В апреле 2009 года Дмитрий Медведев вернулся из Лондона воодушевленный. «Я как раз недавно по случаю был в Лондоне и посмотрел на этот самый Гайд-парк. Выглядит он, конечно, классно. Я согласен, что если что-то смотреть для такого рода мероприятий, то это не должны быть какие-то пустоты вокруг гаражей, рядом с промзоной или еще где-то. Нужно поговорить с московскими властями, пусть создадут свой Гайд-парк, те же самые деревья посадят и так далее», — предложил три года назад глава государства.

В июне того же года московский градоначальник Юрий Лужков сообщил, что специальная площадка на 4 тысячи человек появится в ЦПКиО им. Горького. «Мы живем в демократическом обществе, у нас есть оппозиция, у нас есть много партий, и они, конечно же, имеют право на свои митинги, шествия, протесты, — рассуждал Лужков. — Однако это право должно быть реализовано без ущемления прав других граждан, которые не принимают в этом участия».

Однако дальше слов городские власти не продвинулись, и в следующем, 2010 году, тема создания аналога Гайд-парка вновь стала актуальной. Представитель партии власти Андрей Исаев высокомерно заметил, что новая площадка для митингов может использоваться непарламентской оппозицией, которая не имеет политического веса в обществе и не способна создать серьезную партию. Идею создания постоянного места для проведения митингов поддержали члены «Справедливой России», а коммунисты настаивали на том, что такая площадка должна стать дополнением, а не альтернативой массовым протестным шествиям и митингам.

В декабре прошлого года кандидат в президенты Михаил Прохоров вновь поднял тему, предложив «во всех крупных и средних городах выделить удобные для граждан места для свободного выражения мнений — в Москве, например, парк им. Горького)».

Однако дело завертелось лишь после того, как в феврале этого года, в пылу предвыборной полемики, о создании московского Гайд-парка заговорил другой кандидат в президенты — Владимир Путин. И сразу появились версии, что такое место могло бы возникнуть на месте гостиницы «Россия» или в Тушино.
Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков назвал другие «явки»: Воробьевы горы или «Лужники». При этом чиновник мэрии отметил, что прежде чем говорить о конкретном месте, «требуются консультации с парламентскими политическими объединениями и с рассерженными гражданами».

Мэр Москвы Сергей Собянин 15 февраля поручил создать рабочую группу, которая обсудит с общественностью идею создания на территории города своеобразного Гайд-парка и подготовит поправки в федеральный закон №54 «О митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях».

«Сейчас идут разговоры про московский Гайд-парк. Тоже непростой вопрос. Нужно специальное федеральное законодательство, которое позволило бы нам делать такие вещи. Должно быть общественное согласие. Мы готовы предоставить одну, две, три, десять таких площадок, чтобы они были специально обустроены и никому не мешали», — заявил Собянин в одном из мартовских интервью. По его мнению, организаторы митингов хотят «посильнее зажечь, чтобы их заметили», поэтому выбирают наиболее знаковые места в центре города.

Однако затем настроение в мэрии изменилось: было решено предоставлять для каждого мероприятия разные площадки, исходя из численности митингующих. В итоге рабочая группа по Гайд-парку за месяц не была даже сформирована, признал вице-мэр Александр Горбенко. «Я считаю, что в таком городе, как Москва, нужен перечень, где будет указано, в каком месте и какое количество людей может собираться», — цитировало Горбенко РИА «Новости».

Кто где хочет собираться

Глава фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрей Метельский ранее предлагал отправить митингующих подальше от центра. «Это должны быть такие места, как Лужники и Поклонная гора», — говорил он.

Замглавы фракции «Справедливой России» в Госдуме Геннадий Гудков с ним категорически не согласен: «Это должны быть Красная площадь, Васильевский спуск, Лубянская площадь, Болотная, проспект Сахарова, Новый Арбат и Тверская улица. На более удаленные точки народ уже будет хуже ходить», — считает он.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что идея создания аналога Гайд-парка в столице неплоха, при этом она считает, что этим нельзя ограничиваться. «В Лондоне есть Гайд-парк, там выступают все, кому не лень, в любое время дня и ночи. Но, кроме этого, проходят шествия, митинги, демонстрации в разных местах города. У нас должно быть так же. В свое время, года три назад, я выступала с предложением во время собрания президентского Совета по правам человека в присутствии президента Медведева сделать таким постоянным местом для митингов граждан исторически зарекомендовавшие себя в этом отношении в течение столетий место — Красную площадь. Там возможны парады, почему там невозможны митинги граждан? Он усмехнулся», — рассказала она BFM.ru.

Завкафедрой управления территориальным развитием Академии народного хозяйства Вячеслав Глазычев полагает, что Болотная, Пушкинская и Триумфальная устроят всех.

«Идея где-то [в Москве ] учредить Гайд-парк достаточно уродлива, потому что он не учреждается, он естественным образом складывается, — возражает Дмитрий Орешкин. — Где в Москве это можно делать, я себе это плохо представляю. Нет социокультурных вещей, нет такой традиции в Москве — площади для вече. Как вечевую культуру уничтожили, представители нашего ордынского сословия, так и негде собраться. Можно было бы на Красной площади, но, мне кажется, что это вряд ли устроит наших начальников. В Москве таких мест немного: постепенно им делается Александровский сад, для массовых тусовок использовалось Тушино, где в свое время что-то взорвалось».

Парк культуры — это отличная идея, вход стоит 300 рублей, иронизирует он. Дмитрий Орешкин не верит, что плату за вход могут отменить, поскольку ЦПКиО — это приватизированная структура.

«Это [место для проведения акций] должно быть открыто, удобно. Кстати в городской московской архитектуре ничего, кроме Болотной площади, ничего такого нет. Болотная площадь очень неплохо подходит, тихое место в стороне от проезжих путей. По ней никакие транспортные артерии не проходят, проходят рядом, в то же время удобно, близко от центра, никто там почти не живет вокруг, только офисы. Мешаться они никому не будут. Было бы лучше там проводить сессию, чем на Бульварном кольце, — рассуждает политолог в беседе с BFM.ru. — Тут вопрос стихийной самоорганизации: где людям кажется по каким-то причинам удобнее. Почему им понравился Абай, никто рационально объяснить не сможет. Это не по государеву указанию делается. Это просто указующим перстом на карте обозначить место и сказать: «Отныне будете тусоваться здесь». Но это извращенное российское, начальническое мышление, а не городское европейское мышление. Почему в Париже, Берлине, Вене нет мест для Гайд-парка? И нет необходимости. Как-то справляются. Просто люди выходят туда, куда им удобнее, а власть обеспечивает для них безопасность».

Между тем, в течение 5-7 дней в столичной мэрии будут обобщаться предложения всех заинтересованных лиц. «И мы снова соберемся. Это будет обязательно в мае», — сказал сегодня Алексей Майоров.

По его словам, рабочая группа по созданию Гайд-парка в Москве уже создана. По словам главы департамента, пока лидируют Центральный парк культуры и отдыха имени Горького и «Лужники».