Временный запрет на выезд за рубеж граждан РФ с доступом к государственной тайне должен основываться на степени секретности информации, следует из решения Конституционного суда. Учитывать также следует характер секретной информации и цель выезда за границу.

Суд рассмотрел жалобу Александра Ильченко, который служил в Генштабе. В настоящее время он находится в распоряжении начальника данного управления — его не могут уволить, поскольку Ильченко не обеспечен жильем. Во время службы истец имел доступ к гостайне. Данные были актуальными на тот момент, когда он обратился за получением загранпаспорта. ФМС отказала в выдаче документа. Тогда Ильченко обжаловал решение в суде, однако его иск не удовлетворили.

Ильченко подал жалобу в КС, в которой оспаривал подпункт закона о выезде из России, статью 24 закона о гостайне и несколько статей Гражданского процессуального кодекса. Он полагает, что данные нормы нарушают его конституционное право свободно выезжать за пределы страны, а нормы ГПК лишили его права на рассмотрение дела о выезде за границу.

КС счел, что при учете степени секретности и актуальности информации, а также целей выезда, оспариваемые нормы не противоречат Конституции. Суд постановил, что Ильченко может обжаловать отказ ФМС в межведомственной комиссии или суде.

Согласно закону о гостайне, граждане, имеющие допуск к секретным сведениям, могут быть временно ограничены в правах. Их могут ограничить в праве выезда за границу на срок, оговоренный в контракте, а также в праве на неприкосновенность частной жизни при проведении проверок перед допуском к гостайне.