В четверг, 28 июня, президент Владимир Путин представил бюджетное послание на 2013–2015 годы, которое будет принято правительством за основу при подготовке проекта федерального бюджета на указанный период.

С 2009 года формат передачи послания Федеральному собранию и органам госвласти был изменен — президент озвучивает правительству основные тезисы документа лично. В четверг при представлении документа присутствовали председатель правительства Дмитрий Медведев, председатели Госдумы Сергей Нарышкин и Совета Федерации Валентина Матвиенко, федеральные министры, председатель Банка России Сергей Игнатьев и президент Российской Академии наук Юрий Осипов.

В числе основных предложений, озвученных в бюджетном послании Путина, значатся порядок расчета бюджета в зависимости от цен на нефть, неповышение налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики (по крайней мере, до 2018 года), а также учреждение Российского финансового агентства. Любопытно, что инициатива экс-президента Дмитрия Медведева о скором введении налога на недвижимость, внесенная им в прошлогоднее бюджетное послание, в послании Путина даже не фигурирует.

Сразу слезть с иглы не удастся

Владимир Путин заявил, что отныне бюджет страны будет рассчитываться исходя из средней цены на нефть за последние пять лет. По его словам, гораздо целесообразней «закладывать» в бюджет не текущие или прогнозные котировки, которые постоянно меняются, а более фундаментальные показатели.

При этом ежегодный расчетный период будет увеличиваться на один год. Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться из средней цены на нефть за 10-летний период.

Также президент отметил, что предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем 1% ВВП. «Если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой, дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. Если же цена снижается, то для покрытия дефицита федерального бюджета следует направлять средства Резервного фонда», — говорится в послании. После достижения нормативно установленного объема Резервного фонда дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в Фонд национального благосостояния.

Отметим, что бюджетное послание на три года озвучивалось на фоне стремительно дешевеющей нефти. Так, за последние три месяца цены на нее упали более чем на 30%, опустившись ниже психологически важного уровня в 100 долларов за баррель и уже достигнув отметки в 90 долларов. Вслед за нефтью заметно упал и курс рубля по отношению к доллару.

В целом же, окончание периода дорогой нефти, по мнению многих экспертов, — один из главных факторов, который должен учитываться при формировании бюджета на 2013–2015 годы. Различные западные фонды советуют России не рассчитывать на высокие уровни котировок черного золота и смириться с мыслью, что энергоносители подешевеют. Впрочем, эти прогнозы разделяют далеко не все экономисты.

Тем не менее, выступая на Петербургском экономическом форуме, президент пообещал со временем отказаться от сырьевой зависимости. Высокую же зависимость от цен на нефть Путин назвал одним из основных факторов риска для российской экономики.

Старший экономист BNP Paribas Юлия Цепляева считает, что идея строить бюджет не на прогнозе, а на средней цене на нефть за последние несколько лет — попытка отвязать бюджет от нефти. Так как это невозможно сделать за раз, поэтому и используется такой механизм.

«В момент, когда цена растет, все полны такого оптимизма, что хочется сверстать бюджет при 120 долларах за баррель. А потом волатильность цен на нефть преподносит неприятные сюрпризы. Повысили расчетную цену на нефть для бюджета 2012 до 115 долларов, а теперь вот как выходит. Так что это — не самая плохая идея», — поделилась мнением Цепляева в беседе с BFM.ru.

Аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин считает, что подобна инициатива — скорее полумера: «слезать с нефтяной иглы предполагается медленно, сокращая дозу наркотика. И в целом бюджетное правило — правильный механизм, но оно будет вводиться очень мягко, тогда как риски для бюджета могут возникнуть уже в ближайшее время».

Также эксперт отметил, что если цены на нефть будут ниже заложенных в бюджет уровней в ближайшие два года, правительству придется пересматривать план по расходам — со всеми вытекающими из этого последствиями. «В целом, идея, конечно, хорошая и правильная. Только вводить правило надо скорее и жестче, но ясно, что по политическим причинам (нужно выполнять предвыборные обещания) сделать это не получится», — пояснил BFM.ru Сергей Карыхалин.

«Нельзя класть все яйца в одну корзину»

В ходе представления бюджетного послания Путин также заявил, что необходимо повысить доходность размещения резервов страны, для чего следует оперативно создать Российское финансовое агентство. Оно будет управлять суверенными государственными фондами и долговыми обязательствами.

Президент считает, что в условиях экономической нестабильности России нужно минимизировать риски и «не класть все яйца в одну корзину». Глава государства уверен, что этим требованиям вполне соответствует вложение денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты. «Агентство будет осуществлять государственную политику в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами», — сообщил Путин. Росфинагентство начнет работу уже в 2013 году.

«Идея создания подобного агентства, как его ни называй, не нова, — отмечает старший экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. — Первые попытки создать такое ведомство велись перед прохождением страной долгового пика выплат 2003 года. То есть эта идея обсуждается последние 10 лет. В разные годы осуществлению этого плана препятствовали разные факторы: то в одних руках никак нельзя было объединить управление долгами — внутренним и внешним; то не было консенсуса, кто конкретно будет управлять. Создание подобного агентства — вещь непростая».

В свою очередь, Сергей Карыхалин отмечает, что вложение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты — довольно рискованное мероприятие.

«Доходность от размещения средств нельзя повысить без увеличения рисков — таковы законы рынка. Использование этих средств для строительства инфраструктурных объектов — весьма рискованный шаг, ведь сейчас эти резервы вложены в иностранные ликвидные и высоконадежные активы, а если они будут размещены во внутренние инструменты, то сразу получат риски, связанные с курсом рубля и состоянием российской экономики. Такой подход выглядит нерациональным, ведь резервы — они на то и резервы, чтобы быть размещенными в надежных инструментах, в том числе не несущих в себе российские риски», — отметил аналитик.