Первые выборы после Каддафи: ливийцы учатся голосовать
Граждане должны избрать депутатов переходного парламента, которые назначат правительство и разработают проект новой Конституции
Читать на полной версииВ Ливии сегодня проходят первые за более чем полвека свободные парламентские выборы, которые стали возможны после свержения режима полковника Муаммара Каддафи. Он правил 42 года и был убит 20 октября 2011 года. Последние многопартийные выборы проходили в Ливии еще при короле Идрисе, свергнутом в 1969 году.
Избирателям предстоит определить 200 членов Национальной ассамблеи, в задачу которых будет входить назначение нового премьер-министра правительства. Сейчас страной управляет кабинет министров, назначенный собой же. Кроме того, депутатам предстоит назначить комиссию, которая разработает проект новой Конституции. Затем документ будет вынесен на референдум, а затем (в случае установления парламентской республики) в течение полугода в стране должны пройти выборы уже постоянного парламента.
Сейчас правительство Ливии возглавляет Абдуррахим Абдулхафиз эль-Кейб, который занял эту должность 31 октября 2011 года. Его назначение утверждал Переходный национальный совет.
На выборах зарегистрировались около 3 700 кандидатов в депутаты (свыше 2500 одномандатников и более 1200 по партийным спискам), передает Reuters. Места будут распределяться по смешанной системе — из расчета голосов, полученных определенной партией, и путем избрания независимых депутатов. Итого 120 депутатов должны быть избраны индивидуально, 80 — по партийным спискам.
На выборы пойдут в том числе те политические партии, которые находились вне закона во время правления Муаммара Каддафи. Весомых игроков на выборах несколько, всего же зарегистрированы 142 политические партии и объединения. В частности, это Альянс национальных сил, возглавляемый Махмудом Джибрилом, в течение семи с половиной месяцев руководившим оппозиционным правительством во время прошлогодней гражданской войны. Кроме того, он председательствовал в исполнительном совете оппозиционного Национального переходного совета Ливии (с 5 марта по 23 октября 2011 года). В Альянс национальных сил входят 58 светских и религиозных партий. Сам Махмуд Джибрил на мандат депутата не претендует. Он рассчитывает на более высокопоставленную должность в руководстве страны и уже провел переговоры о предстоящем формировании правительства вместе с «Братьями мусульманами» (Партия справедливости и строительства). В итоге было решено, что Махмуд Джибрил будет претендовать на должность президента страны, а нынешний вице-премьер Мустафа Абу Шагур, представляющий «Братьев» — на пост главы кабинета министров. Кроме того, исламистам обещано большинство портфелей в будущем правительстве.
В стан светских партий входит также «Центристское течение», лидером которого является либерал Али Тархуни. Во время гражданской войны в правительстве ПНС ему был доверен портфель министра нефти.
Западных политологов больше волнуют кандидаты из числа религиозных групп. В частности, это Партия справедливости и строительства — политическое крыло ливийских «Братьев мусульман». Лидер партии Мохаммед Саван во время правления Муаммара Каддафи сидел в тюрьмах. На выборы идет и «Национальный фронт» — аффилированная с «Национальным фронтом освобождения Ливии» партия. Последняя, в свою очередь, ассоциирована с «Братьями мусульманами». Лидером «Национального фронта» является бывший руководитель «Национального фронта спасения Ливии» Мохамед Юсеф эль-Магариф, находившийся в оппозиции Муаммару Каддафи с 1980-х годов. Именно Эль-Магариф в 1984 году вел бойцов «фронта» на штурм резиденции ливийского вождя, целью которых было убийство главы государства. Попытка покушения провалилась, за нее Муаммар Каддафи отомстил массовыми арестами и повешением зачинщиков заговора. Созданный в 1981 году «Национальный фронт спасения Ливии» стал первой оппозиционной силой, которая выступала за разделение ветвей власти в Ливии, равенство мужчин и женщин, свободу слова и средств массовой информации, многопартийность. Еще одна религиозная партия — «Аль-Асала», возглавляемая салафитом, шейхом Абдулом Басситом Гвейлой. Приверженность учению салафитов не помешала партии выдвинуть кандидатов-женщин (на политических плакатах их снимали даже с открытыми лицами). Женщин в этой кампании вообще оказалось на удивление много.
В тройку тяжеловесов ливийской политики, по мнению политологов, наряду с Альянсом национальных сил и Партией справедливости и строительства входит исламистская «Аль-Ватан» («Родина»). Ее лидер — Абдельхаким Белхадж, основатель «Группы ливийских исламских борцов», которая в 1990-х годах предводительствовала в мятеже против Муаммара Каддафи. Как пишет Reuters, Абдельхаким Белхадж участвовал в войне в Афганистане в 1980-х годах на стороне движения «Талибан» и там же сошелся с видными членами «Аль-Каиды», в том числе с муллой Омаром. Впоследствии он дистанцировался от этой террористической организации, а во время гражданской войны стал одним из самых ярых участников свержения режима полковника Каддафи. Абдельхаким Белхадж хорошо известен американским и британским спецслужбам — в 2004 году в Кула-Лумпуре его арестовали агенты ЦРУ (по оперативным данным, переданным британской MI6), затем перевезли в Бангкок и впоследствии передали ливийским властям, заточившим исламиста в тюрьму на семь лет. По заявлению бывшего премьер-министра Испании Хосе Марии Аснара, Белхаджа подозревали в причастности к терактам в Мадриде в 2004 году. По заявлению противников «Аль-Ватан», финансовую помощь этой партии оказывает Катар.
За три дня до выборов Абдельхаким Белхадж сделал заявление, подтвердившее худшие опасения аналитиков: в случае победы и получения контроля над парламентом он пообещал ввести в Ливии шариат, а также «добиться безопасности и мира и выстроить такие армию и силы безопасности, которые бы защищали нашу любимую Ливию». «Аль-Ватан» выставила на выборы 59 кандидатов.
Нефть в обмен на автономию
В Ливии зарегистрированы около 2,7 миллиона граждан, обладающих правом голоса. Под вопросом находится соблюдение их прав в отдаленных пустынных районах, контролируемых различными племенами. Из-за напряженной обстановки наблюдатели в эти районы не поедут. Впрочем, градус противостояния повышен и в некоторых ключевых городах. Так, 5 июля в прибрежном городе Адждабия, ставшем во время противостояния режима Каддафи и оппозиции настоящим полем битвы, был подожжен склад с материалами избирательной комиссии. Уничтожены избирательные бюллетени и оборудование. Штаб-квартира самого избиркома в центре Адждабии не пострадала, склад находился на окраине города.
А на прошлой неделе в Бенгази было разгромлено помещение избирательной комиссии. Напавшая на него толпа требовала большей автономии нефтеперерабатывающего региона от центральных властей, около 300 человек выносили из здания компьютеры и документацию и крушили их на улице. Более сильный удар протестующие нанесли 5 июля — они заблокировали работу на нескольких нефтяных терминалах. В результате выработка нефти в стране снизилась с 1,6 млн баррелей в день до 1,3 млн баррелей в день, сообщил Reuters глава Национальной нефтяной компании Нури Берруэйн. Ради безопасности рабочих было решено снизить объем прокачки из терминалов в Сидре и Рас-Лануфе.
Нефтедоллары — практически единственный доход экономики Ливии на нынешний момент. По прогнозам экономистов, ненефтяной сектор страны войдет в нормальный режим работы к 2014 году, так что обеспечение безопасного функционирования нефтяных вышек и нефтеналивных терминалов станет одной из ключевых задач нового правительства.