Бортпроводники Lufthansa сегодня собираются начать забастовку. Стюардов не устраивают зарплаты. Они требуют пятипроцентного повышения оплаты труда. Насколько справедливы претензии немецких сотрудников и сколько получают бортпроводники в России?

Независимый профсоюз бортпроводников, куда входят 12 из 18-ти тысяч сотрудников Lufthansa и руководство компании не пришли к согласию. Напомню, авиакомпания планирует перевести около 2 тысяч стюардов в штат своей дочерней компании-лоу-костера «Джерман уингз». Естественно, с понижением зарплат. Профсоюз потребовал от администрации не только отказаться от этих планов, но и проиндексировать существующий заработок на 5%. Говорит руководитель отдела маркетинга и ценообразования по России и странам СНГ компании Lufthansa Елена Левичева:

«Несмотря на то, что Lufthansa и профсоюз обменялись предложениями по урегулирования коллективных споров, по ряду основных моментов пожелания обеих сторон остались полярными. Lufthansa продолжает утверждать, что для того, чтобы выдержать конкуренцию в будущем, компания обязана предпринять ряд шагов. А это, в том числе, означает, что структура вознаграждений в компании должна быть сравнима с рыночной и эффективность работы должна быть повышена».

В ответ профсоюз пригрозил, что забастовка коснется всех аэропортов, куда летают самолеты Lufthansa. В случае если это действительно будет так, это станет самой масштабной акцией за последние три года. Операционные убытки перевозчика за первое полугодие этого года — 20 млн евро, в то время как в прошлом году Lufthansa получила 114 млн евро прибыли. Не так давно было решено сократить штат сотрудников на 3,5 тысяч человек. Предполагается, что это позволит сэкономить около 1,5 млрд евро в следующие три года. Однако эта мера не относилась к бортпроводникам.

Сегодня в среднем зарплата бортпроводника в Европе полторы — две тысячи евро. Часто это работа для студентов или для тех, кто только начал свой путь в авиации, особенно в лоу-кост компаниях. В российских авиакомпаниях минимальная месячная зарплата стюарда 30 тысяч рублей, максимум 45 тысяч. Она зависит от часов налета, опыта работы, знания языков и других заслуг. Кризис 2008 года напрямую не повлиял на уровень зарплат бортпроводников, но изменилась норма часов налета, рассказал глава представительства Hawker Beechcraft в России и странах СНГ Александр Золотарев:

«Если взять среднюю выработку российского бортпроводника, она составляет 800 часов по году. Если взять до кризиса, это было 700-750 часов по году».

Однако на чартерных рейсах бизнес-авиации зарплата бортпроводника в России зачастую больше, чем зарплата их коллег в Европе и Америке. Она достигает 2,5 тысяч евро в месяц. Как отмечает эксперт, это связано с нехваткой высококвалифицированного персонала.

Светлана Чередникова, Business FM