Министерство транспорта России внесло в правительство проект «дорожной карты» развития региональных авиаперевозок до 2030 года. Проектом предусмотрено главным образом развитие аэропортов, авиаперевозок и парка воздушных судов на региональных и местных линиях. «Реализация предложенных мер позволит значительно увеличить долю межрегиональных воздушных перевозок в общем объеме перевозок, оживить рынок региональных перевозок, в том числе в части спроса на региональные самолеты отечественного производства», — говорят в Минтрансе.

Предполагается, что в ходе реализации планов министерства, должна быть усовершенствована система взаимодействия отрасли с представителями власти и снижена себестоимость региональных перевозок. В 2013 из федерального бюджета на развитие региональных авиаперевозок выделят 7,75 млрд рублей, из них 2,15 млрд — на лизинг воздушных судов для региональных компаний.

Проблемы региональной авиации в настоящее время активно обсуждаются российским правительством. Вместе с обеспечением государственной поддержки отрасли власти рассматривают способы демонополизации служб, обеспечивающих наземное обслуживание, развитие низкобюджетных перевозок: привлечение российскими авиакомпаниями иностранных пилотов и строительство в России региональных и местных воздушных судов.

О состоянии отрасли, ее потребностях и планах на будущее рассказал в эксклюзивном интервью BFM.ru генеральный директор авиакомпании «Якутия» Иван Простит.

— Как вы оцениваете уровень развития региональной авиации в настоящее время? Соответствуют ли наземная инфраструктура, количество и качество воздушных судов, выполняющих региональные перевозки, существующим потребностям?

— Картина развития региональной авиации сегодня крайне неоднородна, особенно в части, касающейся наземной инфраструктуры. Крупные хабы в региональных центрах и аэропорты с грунтовыми ВПП, расположенные в отдаленных населенных пунктах –- между ними инфраструктурная пропасть. В основе этой разницы, прежде всего, пассажиропоток. В случае его увеличения у аэропорта возникает необходимость расширять свои активы и совершенствовать систему работы. Если же пассажиропоток на каком-либо направлении снижается, это ведет к уменьшению количества перевозчиков на данной линии, а также, нередко, к закрытию маршрута.

Последние данные показывают, что пассажироемкость самолетов российских авиакомпаний на региональных маршрутах не достигает больших значений, что означает возможность увеличения пассажиропотока на региональных направлениях в случае, если повысится процент занятости пассажирских кресел. Это подтверждается тем, что в 2011 году в России фактическое предложение превысило спрос на 14 млн мест.

Ситуация с воздушными судами, эксплуатируемыми на региональных направлениях, обстоит иначе. Устаревший авиапарк и отсутствие современных российских аналогов самолетов Ан-24 и Ан-26 — таковы сегодняшние реалии. Региональные авиаперевозчики вынуждены выбирать иностранные самолеты с эквивалентной пассажировместимостью, приспособленные для посадок на грунтовые ВПП и подходящие для эксплуатации в определенных климатических условиях.

— В чем сегодня основные проблемы региональной авиации?

— Основная — недостаточная зона покрытия. Московский авиаузел перегружен, через него проходит огромное количество маршрутов. В регионах, напротив, нет такой концентрации авиаперевозчиков. Однако существует социальная потребность в открытии новых направлений полетов. Маршрутная сеть российских авиакомпаний должна равномерно охватывать всю территорию страны. Сегодня многие отдаленные населенные пункты имеют только автомобильное сообщение с районными центрами, при этом транспортная доступность зависит от фактора сезонности.

Именно поэтому, вводя новые маршруты, мы в первую очередь руководствуемся социальной значимостью авиаперевозок на данных направлениях.

— В этом году государство выделило из бюджета 1,9 млрд рублей на поддержку региональной авиации. Насколько эта сумма покрывает текущие потребности региональных авиакомпаний?

— Государство проводит активную поддержку региональных перевозчиков. Средства, направленные в адрес авиакомпаний, расходуются главным образом на приобретение новых воздушных судов. Государственная поддержка и поддержка со стороны правительств субъектов России оказывает значительную помощь авиакомпаниям.

— Можно ли в настоящее время говорить о самоокупаемости региональных авиаперевозок или их следует рассматривать только как способ доставки пассажиров к «хабам»?

— Сегодня основную прибыль авиакомпании получают за счет магистральных внутренних и международных рейсов. Региональные маршруты продолжают оставаться социально необходимыми. Но в то же время для большинства пассажиров региональные аэропорты — это лишь отправные точки их путешествия, которое неизбежно пролегает через крупные областные и краевые центры — хабы. Недостаточный пассажиропоток становится основной причиной остановки развития инфраструктуры аэропорта и, как следствие, сокращения количества рейсов, выполняемых из него.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли? Какие регионы и направления можно назвать успешно развивающимися?

— Сегодня между регионами активно развиваются экономические и торговые отношения, и в связи с этим все больше людей отправляются в деловые поездки, становятся востребованными грузовые авиаперевозки. Авиация — один из важнейших стимулирующих факторов межрегионального диалога. Именно по этой причине успешно развиваются маршруты, которые соединяют крупные города краев, республик и областей. К примеру, стабильный пассажиропоток существует на направлениях полетов между столицами субъектов Дальнего Востока России.

— Достаточно ли вашей компании имеющихся самолетов? Воздушные суда какого типа наиболее востребованы на региональных линиях?

— Авиакомпания «Якутия» в настоящее время ведет активную работу по обновлению регионального авиапарка. Получение новых воздушных судов позволит не только сделать перевозки экономичнее, но и расширить маршрутную географию. Рейсы по новым направлениям призваны сделать транспортную логистику удобнее для пассажиров.

Оптимальным вариантом для обслуживания региональных линий являются турбовинтовые самолеты на 50–70 пассажирских кресел.

— Какие специалисты в настоящий момент наиболее востребованы на региональных линиях? Достаточно ли в России таких специалистов?

— Введение новых типов воздушных судов требует постоянного переучивания персонала. Поступление на работу молодых специалистов, их обучение также является важной частью кадровой политики компаний. Практически 100% выпускников авиационных учебных заведений трудоустраиваются в отрасли, однако авиация продолжает испытывать дефицит в целом ряде авиационных специалистов и, прежде всего, в летных кадрах и в специалистах инженерно-авиационной службы.

— Считаете ли вы возможным перенос некоторых зарубежных рейсов в региональные аэропорты? Или же авиакомпаниям проще летать за границу из Москвы или Санкт-Петербурга?

— Инфраструктура аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга лучше подготовлена для выполнения международных рейсов, но возможности региональных аэропортов позволяют совершать зарубежные вылеты, но не все эти возможности сегодня реализованы.

Перспективным является развитие новых международных направлений из региональных аэропортов и их интеграция с действующей маршрутной сетью авиакомпании. Это позволит жителям Дальнего Востока и других регионов летать в страны зарубежья прямыми рейсами и избавит их от необходимости тратить дополнительные средства на полеты с пересадками в промежуточных аэропортах.