Пиротехнику в России производят бывшие военные заводы. Но таких производителей немного. Это Краснозаводский химический завод, ФГУП «Сигнал» в Челябинске, НИИПХ, Чебоксарское производственное объединение имени Чапаева. Они производят в основном не салюты, а хлопушки и бенгальские огни, занимая в общей сложности не более 3 процентов рынка пиротехники.

А вот салюты и фейерверки в основном импортируют из Китая. Почему, рассказывает директор фирмы «Время чудес» Александр Някушкин: «Почему у нас 85-90 процентов импортных продуктов? Потому что дешевле привезти, чем у нас произвести. Наши заводы, если делают, получается дороже гораздо».

Вопрос — в доступном и дешевом сырье. Найти, например, селитру для хлопушек и петард — не проблема, но производить только их нерентабельно. А для крупнокалиберной пиротехники нужны соли металлов, а их в России в необходимых объемах не производят. Потому и получается, что дешевле покупать у китайцев.

Так поступают такие крупные импортеры, как «Большой праздник» и «Русский фейерверк». В магазины пиротехника поступает уже в упаковке, с проставленной торговой маркой и надписями на русском языке. Поэтому вы можете и не сразу догадаться, что перед вами товар, произведенный в КНР.

При этом, судя по рынку, россияне готовы платить немалые деньги за то, чтобы ярко отметить праздники. Средний чек — в районе 3-4 тысяч рублей, рассказывает представитель компании «Русский фейерверк»: «Если для детей берут, то берут небольшие батареи салютов по 500-1000 рублей, маленькие. Для себя уже 36-40 зарядов. Если взрослые и любят салюты популять, то они что-то большое берут».

Хорошо заработать на продаже пиротехники удается только зимой. Особенно 30 и 31 декабря. Если бы это было не так, то производство пиротехники стало бы рентабельным для российских заводов.