Первая женщина в мире — баронесса Раймонда де Ларош — получила лицензию пилота 8 марта 1910 года. Среди наших соотечественниц первой женщиной-пилотом считается Лидия Зверева, которая стала обладательницей лицензии в 1911 году.

В преддверии Международного женского дня эксперты AviationCV попытались выяснить, намного ли проще стало женщинам в небе век спустя.

На сегодня, по данным AviationCV, каждый двадцатый пилот в мире — женщина. «В мировой авиационной индустрии доля женщин составляет примерно 5% от общего количества пилотов. Эти данные немногим отличаются от показателей, скажем, 80-х или 90-х годов прошлого века. В крупных авиакомпаниях женщин – командиров воздушного судна насчитывается всего несколько сотен. Однако скромное количество пилотесс в мире — это не столько результат доминирующего положения мужчин в отрасли. Лишь немногие девушки всерьез рассматривают профессию пилота. Многие пилотессы признаются, что страсть к авиации им передалась от членов семьи. Таким образом, один из наиболее актуальных вопросов — это методы популяризации авиационных специальностей среди женщин», — комментирует Скайсте Книзайте, генеральный директор AviationCV.com.

Больше всего пилотов в юбках насчитывается в США. По подсчетам Федерального управления гражданской авиации этой страны, в 2011 году в стране было более 26 тысяч женщин-авиаторов. Правда, учитывались так же те, кто имеет право управления частными и транспортными бортами.

Те, кто решился сесть за штурвал, дискриминации ни со стороны пассажиров, ни со стороны коллег-пилотов не чувствуют. «В 21 веке нет ничего странного в том, что женщина пилотирует самолет. Да, сегодня мы по-прежнему в меньшинстве — например, в моей компании всего 5 пилотесс на более чем 100 пилотов. Но наши капитаны и инструкторы никогда не позволяли нам чувствовать, словно мы на особом положении. Они профессионалы, и относятся к нам, как к любому другому члену экипажа», — говорит Агнежка Баран, второй пилот ATR 42/72 одной из польских авиакомпаний.

В AviationCV отмечают, что в России женщины-пилоты были всегда. Причем не только в гражданской авиации, но и в военной. Сегодня женщину за штурвалом можно встретить в «Трансаэро», «Аэрофлоте», «ЮТэйр», авиакомпании «Россия».

Пассажирскими самолетами в России пока управляют не более двух десятков женщин. И каждый раз, когда за штурвал самолета садится новая пилотесса, событие это становится общественно значимым. Вспомнить хотя бы, как обсуждалось появление женщины-пилота в «России» Татьяны Казачковой: 19 декабря 2011 года она заняла кресло первого пилота, и ее поздравляли коллеги, эксперты и блогеры. И, кстати, справедливости ради надо отметить, что интернет-пользователи были более чем доброжелательны в своих отзывах.

В России сегодня выше вероятность встретить женщину-пилота частного самолета, спортивного самолета или вертолетчицу.

В компании AviationCV отмечают, что даже в компании Royal Brunei Airlines, которая является национальным перевозчиком исламского Брунея, работает несколько пилотесс.

«Да, возможно, девушке стать профессиональным пилотом немного сложнее, чем мужчине. Пусть об этом и не говорят, но нам приходится дольше и сильнее доказывать, что мы действительно готовы сесть за штурвал. Главное, девушки, помните, что мечты сбываются! Учитесь, усердно работайте и никогда не сдавайтесь. Потому что, когда вы сможете, наконец-то, заняться любым делом, это будет самый счастливый день в вашей жизни», — поделилась пилотесса Агнежка Баран.