Совет Общественной палаты РФ просит мэра Москвы Сергея Собянина остановить реконструкцию исторического здания — дома князя Волконского. Дом, принадлежавший деду Льва Толстого и фигурирующий в романе «Война и мир», «разбирается под прикрытием реконструкции».

«Прикрываясь разрешениями на реконструкцию здания, выданными компании ООО «Центр развития межличностных коммуникаций» Мосгосстройнадзором и ОАТИ города Москвы, застройщик, начиная с 9 марта 2013 года, развернул работы по разборке. Подлинные капитальные стены дома разбираются с помощью отбойных молотков. Впоследствии дом должен быть надстроен двумя этажами, что грубо исказит его исторический облик», — говорится в обращении Совета.

Такие работы приведут к разрушению исторического дома, говорится в сообщении пресс-службы ОП.

Дом 9 на улице Воздвиженка принадлежал генералу Николаю Сергеевичу Волконскому, деду Льва Толстого по матери. Сам писатель неоднократно бывал в этом доме, здесь на балу он познакомился с прототипом своей героини Китти Щербацкой — Прасковьей Щербатовой.

Члены Совета палаты отмечают, что дом Волконских находится на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия. Несмотря на то, что сам дом был в 2009 году исключен из объектов культурного наследия, его реконструкция должна быть прекращена.

По закону, в охранных зонах запрещается реконструкция градостроительных объектов, за исключением применения специальных мер, направленных на регенерацию (восстановление) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В обращении совета также говорится о том, что надстройка исторического здания двумя никогда не существовавшими этажами является не восстановлением, а новым строительством на территории охранной зоны.

Совет попросил мэра Москвы приостановить работы на этом объекте до окончания проверки, а также в связи с широким общественным резонансом.

«Архнадзор» давно бьет тревогу

Напомним, что еще в марте этого года, как только начались работы в доме Волконских, общественное движение «Архнадзор» обратилось в прокуратуру с просьбой пресечь незаконную реконструкцию знаменитого дома, описанного в романах «Война и мир» и «Анна Каренина».

Тогда же движение просило органы прокуратуры признать недействительными решение градостроительно-земельной комиссии при правительстве Москвы, а также градостроительный план земельного участка, выданный Москомархитектурой, заключение Мосгосэкспертизы, разрешение Мосгосстройнадзора и ордер Объединения административно-технических инспекций Москвы (действителен до 15 сентября 2013 года).

Представители префектуры ЦАО в комментарии РИА «Новости» заявили, что дом Волконских не является памятником, и поэтому владелец имеет право проводить в нем любые работы.

И московский, и федеральный закон запрещает реконструкцию в охранных зонах. «Абсолютно неважно, что дом — частный. Охранная зона действует независимо от формы собственности. К тому же определенно есть конфликт этого проекта с законом, поскольку в документах это называется «регенерацией». Однако регенерация делается в случае утраченных объектов, а это существующий объект. Опять же в этом доме не существовало третьего и четвертого этажей, чтобы их «регенерировать». На эту тему есть заключение [профессора] Баталова и [члена научно-методического совета при Минкультуры РФ] Пастернака, что действия застройщика нельзя расценивать как регенерацию. Ту же позицию разделает Минкультуры РФ», — пояснил в беседе с BFM.ru Константин Михайлов, координатор «Архнадзора», член Общественной палаты РФ, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

Он также пояснил, что в выданных московским правительством разрешениях на реконструкцию этого дома, был приведен исчерпывающий список работ, и там нет сноса капитальных стен, или их разборки. «До 2009 года дом Волконских был памятником, потом «случился» прощальный подарок лужковской администрации москвичам, и дом был выведен из списка памятников, хотя оснований для этого не было. А ведь ничего не изменилось, здание же то же самое», — пояснил эксперт.

Он добавил, что 23 апреля в доме шли работы, и был слышен стук отбойных молотков, но не видно было, что за работы производились. «В дело уже также вовлечен Арбатский отдел полиции, который приостанавливал работы. Но полиция — не органы архитектурного надзора. Мы призывали создать специальную архитектурную полицию, чтобы подобное варварство на архитектурных объектах культурного наследия можно было оперативно прекращать», — рассказал Константин Михайлов.