Следователи предъявили обвинение двум высокопоставленным руководителям компании-судовладельца затонувшей в Охотском море платформы «Кольская», где при аварии погибли 53 человека, сообщает СКР.

В ведомстве уточняют, что обвинения в нарушении правил движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшем по неосторожности гибель двух и более лиц, предъявлены главному инженеру компании «Арктикморнефтегазразведка» Леониду Бордзиловскому и исполняющему обязанности заместителя гендиректора этой фирмы Борису Лихвану.

По данным следствия, самоподъемная плавучая буровая установка «Кольская» затонула в начале декабря 2011 года. Установлено, что в ходе ее перегона от западного шельфа Камчатки к Сахалину из-за шторма было решено увеличить скорость движения буксирного каравана до пяти узлов, что превышало максимально допустимую при такой погоде. В результате, как полагают следователи, от биения волны в носовую опорную колонну деформировалась наружная обшивка корпуса буровой установки, и вода стала поступать в балластные танки, из-за чего «Кольская» накренилась. Однако меры к исправлению ситуации приняты не были. «Бордзиловский и Лихван не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе «Кольской» в режим дрейфования», — сказано в сообщении.

Следователи считают, что указанные лица поздно приняли решение о спуске колонн, так как «из-за нахождения воды в танках» механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным. Согласно материалам уголовного дела, из-за шквалистого ветра, достигавшего 25 метров в секунду, и волн высотой 4-5 метра произошло увеличение крена платформы и, как следствие, ее необратимое затопление.

Кроме того, как выяснило следствие, Бордзиловский, зная, что на «Кольскую» поступает вода, и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS. В сообщении СКР сказано, что вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. Также отмечается, что с момента развития критической ситуации до полного погружения платформы под воду прошло более пяти часов. «Несомненно, прояви обвиняемые должную ответственность и заботу о судьбе людей, этого времени было бы достаточно для спасения всех находящихся на борту «Кольской», — заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Ведомство усмотрело в действиях Бордзиловского еще одно нарушение: он позволил находиться на «Кольской» необоснованно большому числу людей — 67 человек. «28 человек — вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа», — сказал Маркин.

Уточняется, что всего в ходе спасательной операции были спасены 14 человек из 67 находившихся на «Кольской». «Из воды извлечены тела 17 погибших. Умершими по решению суда признаны 36 человек», — говорится в сообщении.

При расследовании уголовного дела по факту этой трагедии было проведено подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата «Тритон» на глубине более километра. Следователи допросили около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц госструктур, произведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов.