Согласно появившейся версии, причиной аварии стал человеческий фактор — якобы при сборке ракеты была перепутана полярность датчиков, измеряющих угловую скорость. В результате автоматика вместо того, чтобы корректировать траекторию, стала все больше и больше уводить ракету-носитель в сторону.

Версия человеческой ошибки всегда должна учитываться, но стоит дождаться завершения официального расследования, считает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков: «При сборке все может быть. На заре ракетно-космической эры бывали такие случаи, когда перепутывали полярность — человеческий глаз замыливается иногда от усталости или еще от чего-то. Вполне возможна такая вот ошибка. А было или нет в этом данном конкретном случае — подождем. Аварийная комиссия продолжает работать и будет работать, и только она может назвать то, что произошло на самом деле, а все эти домыслы пока остаются домыслами».

Помимо десятков промежуточных тестов, ракета обязательно проходит две всеобъемлющие комплексные проверки: одну на заводе-изготовителе, другую — уже на космодроме.

И проверки эти значительно более тщательные, чем в советские времена, утверждает ведущий научный сотрудник института космических исследований РАН Натан Эйсмонт: «Я вам со всей уверенностью скажу, что сейчас несравнимо более жесткие системы контроля, отчасти потому, что современная электроника, компьютерная техника предоставляет такие возможности, о которых раньше и мечтать не могли. Говорить о том, что раньше было хорошо, а сейчас стало плохо в части контроля — неправильно. Сейчас, безусловно, это все лучше. Правда, системы стали сложнее. При самых тщательных проверках все равно что-то такое можно пропустить. Системы, конечно, чрезвычайно сложные, если оценивать их по числу элементов, по числу возможных операций, то цифры возможных сочетаний — это миллионы».

Система управления ракеты- носителя «Протон-М» разработана «Научно-производственным центром имени академика Н.А.Пилюгина». Эта организация существует с 1946 года. Именно она разрабатывала почти все системы управления советской, а затем и российской ракетной космической техники.