Инвестпрограмма РЖД до 2020 года оценивается в 5 трлн 700 млрд рублей. По информации газеты «Ведомости», еще в июне правительство собиралось урезать эту сумму почти на 3 трлн. В том же месяце произошла известная получасовая отставка Владимира Якунина во время Петербургского экономического форума. Однако все завершилось благополучно — пассажем про глухаря.

Владимир Путин провозгласил курс на большие проекты. Большая часть из них по линии железных дорог. Расширение БАМа и Транссиба, строительство скоростной магистрали до Казани. И вот Аркадий Дворкович говорит об увеличении инвестпрограммы компании. Хотя по идее он либерал и должен считать по- другому.

Есть версия, что эта самая атака на Якунина связана с борьбой за распределение всех этих средств. Комментирует политолог Константин Симонов: «Вокруг чего могли люди интриговать, то есть за что была борьба? Моя версия заключается в том, что борьба была, прежде всего, за активы РЖД, которые готовятся к приватизации. Но другая как раз версия заключается в том, что основная борьба была за будущее инвестиций — то есть, грубо говоря, кто будет распределять эти деньги. Неправильная логика думать, что Якунин устоял, и поэтому ему дали денег на инвестиционную программу. Нет, здесь схема-то другая. Государство все равно бы выделило РЖД деньги на новую инвестпрограмму, потому что принято решение делать ставку на кейнсианскую экономическую политику. В этом плане, даже если бы Якунина сменили, новый бы руководитель РЖД получил бы ту же самую инвестиционную программу».

С тем, что компанию атакуют из-за больших инвестпроектов, фактически согласен пресс-секретарь РЖД Александр Пирков. Он впервые прокомментировал расследования Алексея Навального против Владимира Якунина.

Накануне оппозиционер в своем блоге вывесил информацию о бизнесах семьи главы РЖД, об офшорных схемах и о его даче в поселке Акулинино. Пирков заявил, что все эти обвинения — есть следствие эффективной работы железных дорог. Вся эта шумиха и связана как раз с предстоящими большими стройками.

Отмечает один из бывших идеологов Единой России Алексей Чесноков: «Он эффективный лоббист, и многие пытаются, в том числе и через подобного рода публичные кампании, его атаковать, пытаться ухудшить его имидж, но как показала ситуация с Дворковичем, пока эти все информационные кампании против Якунина не достигают результата. Он получает то, что хочет, или, по крайней мере, часть того, что хочет».

Скоростными магистралями и БАМом с Транссибом мегапроекты РЖД не исчерпываются. Есть и новые глобальные планы. Вот, например, провести метро в Подмосковье. Предусмотрен вагон бизнес-класса по Рублевскому направлению. А это откуда? Вроде бы правительство ничего не говорило. Но много шансов, что и это состоится, ведь Якунин — хороший лоббист.