Госкомиссия выяснила причину последней аварии «Булавы». Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в комиссии, неудачный пуск межконтинентальной баллистической ракеты неделю назад повторил аварию трехлетней давности.

Тогда, как и сейчас, причиной стала неисправность сопла ракеты между первой и второй ступенями. При этом представители госкомиссии отмечали, что это «не конструктивная неисправность, а производственный брак».

Испытания «Булавы» сопровождались рядом серьезных проблем с самого начала. Из первых 13 испытательных пусков более половины завершились неудачами.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в беседе с Business FM высказал мнение о том. что военные не приняли бы ракету, зная о браке:

«Если есть брак, ракета не будет принята военной «приемкой», поэтому в любом случае информация о том, что якобы ракета с браком была погружена на подлодку, и был осуществлен пуск — недостоверна. Другое дело, что качество работы промышленности и качество военных представительств оставляет желать лучшего. При производстве и контрольных процедурах приемки таких стратегически важных военных изделий, как морские межконтинентальные баллистические ракеты, совершенно очевидно, что качество должно ставиться на первое место.

И.Коротченко: «Качество должно ставиться на первое место»

Поэтому, да, дефект имеет место, при сдаче этого изделия был допущен ряд технологических нарушений. Не полностью были проведены все контрольные процедуры. Но говорить о том, что сознательно ракета с браком была загружена на подводную лодку, нельзя. Такого быть в принципе не может».

После неудачного пуска "Булавы" 6 сентября министр обороны Сергей Шойгу приостановил государственные испытания. Одновременно с этим глава Минобороны принял решение о проведении пяти дополнительных пусков «Булавы»: на этот раз именно для подтверждения надежности. Иначе нет смысла принимать на вооружение две подлодки, где основное вооружение — «Булава».

Но главное, от чего страдает и космическая, и военная промышленность, — это системные ошибки, считает директор программы по обычным вооружениям ПИР-центра Вадим Козюлин:

«Разумеется, это свидетельство одной большой проблемы, которая появилась не вчера и не сегодня. Проблем очень много: это старение кадров, потеря квалификации, отсутствие желания у молодежи идти в оборонную промышленность, маленькие зарплаты, отсутствие системы образования для технических кадров. А сносить головы — это легко, но неэффективно».

В.Козюлин: «Сносить головы — это легко, но неэффективно»

Всю партию ракет, выпущенных вместе с упавшей «Булавой», планируется отправить обратно изготовителю — «Воткинскому машиностроительному заводу». Их разберут, проверят, если надо — починят, и только после этого вернут военным.

Вопросы комиссия направит и пермскому научно-производственному объединению «Искра», которое производит сопла для всех трёх ступеней ракеты. Спросят и с военной приемки, которая каким-то образом пропустила бракованное изделие.