Погодные условия стали причиной того, что операция по приведению в вертикальное положение и последующему подъему затонувшего круизного лайнера Costa Concordia началась на 3 часа позже запланированного. Прямую трансляцию первого этапа этой нестандартной и сложной многочасовой операции ведет, в частности, телеканал Russia Today на своем канале в YouTube.

Как передает AFP, начало операции было запланировано на 6 часов утра по местному времени (8.00 мск), но начали ее только около 11.00 мск, так как в ночь на 16 сентября в районе острова Джильо, где более полутора лет назад затонул и лег набок огромный лайнер, прошел шторм.

Напомним, круизный лайнер Costa Concordia с более чем 4 200 пассажиров и членов экипажа на борту потерпел крушение, получив пробоину прямо у берегов тосканского острова Джильо, 13 января 2012 года. Погибли в результате трагедии 32 человека (двое из них до сих пор считаются пропавшими без вести). Лайнер затонул на мелководье, вследствие чего просто лег на правый бок. Факт его нахождения в таком положении заставляет сильно беспокоиться о возможных последствиях для экологии в случае утечек топлива и других экологически вредных веществ. В общей сложности, гигантское судно пролежало на боку, наполовину погрузившись в воду, около 20 месяцев.

Приведение Costa Concordia в вертикальное положение — это лишь первый этап спецоперации по поднятию, буксировке и последующей утилизации 300-метрового судна. Данный этап, по расчетам экспертов, может занять от 12 до 24 часов, а в случае осложнений может затянуться и на несколько дней. В общей сложности в подъеме лайнера участвуют 500 человек. Чтобы привести судно весом более 114,5 тысячи тонн в вертикальное положение, у берега острова Джильо построили 6 специальных платформ из стали и бетона. Для выравнивания также будут применены 56 цепей длиной 58 метров каждая.

Вторая фаза спецоперации начнется лишь весной 2014 года. Тогда лайнер Costa Concordia отбуксируют в порт. На последнем этап, примерно через пять лет, судно полностью разберут и утилизируют. По предварительным оценкам, стоимость операции по подъему и последующей утилизации судна Costa Concordia составит порядка 600 млн евро. Что сопоставимо со стоимостью строительства лайнера.

Первые пять человек, признанных виновными в крушении лайнера, были осуждены в Италии в июле 2013 года. Суд вынес обвинительный приговор пятерым сотрудникам компании Costa Crociere, которой принадлежал круизный лайнер Costa Concordia, в том числе и ее владельцу. Осужденные были приговорены к различным срокам заключения — от 1 года и 6 месяцев до 2 лет и 10 месяцев. Капитана Costa Concordia Франческо Скеттино судят отдельно, и по его делу вердикта пока нет. Его обвиняют в 32 непредумышленных убийствах, в нанесении ущерба окружающей среде, а также в том, что он покинул судно, не дождавшись окончания эвакуации.

Лайнер Costa Concordia считался одним из самых больших и шикарных круизных лайнеров в Италии. Он был спущен на воду в 2006 году. Длина судна составляет почти 300 метров, ширина — 35,5 метра, водоизмещение — 114,5 тысячи тонн. На судне 17 палуб, из которых 14 — пассажирские. Экипаж судна составлял порядка 1 тысячи человек, на борт лайнер мог взять более 3 тысяч пассажиров.