Военная коллегия Верховного суда поставила точку в громком деле об аварии в 2008 году на атомной подводной лодке (АПЛ) К-152 «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек. Она признала законным приговор Тихоокеанского флотского военного суда, который в апреле этого года уже во второй раз оправдал бывших командира субмарины капитана 1-го ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста Дмитрия Гробова. Таким образом, оправдательный приговор вступил в силу.

Дмитрия Лаврентьева и Дмитрия Гробова судили дважды и оба раза с участием присяжных. В первый раз военные предстали перед судом в 2011 году. В октябре 2011 года присяжные сочли их невиновными в гибели людей и вынесли оправдательный вердикт. В мае 2012 года прокуратуре удалось добиться отмены оправдательного приговора в Верховном суде России, который вернул дело на новое рассмотрение в тот же суд, но иным составом суда.

Однако и во второй раз жюри оказалось на стороне подсудимых. Вердикт «невиновны» «народные судьи» вынесли 27 апреля этого года единогласно, а через два дня Тихоокеанский флотский военный суд огласил оправдательный приговор.

Прокуратура вновь попыталась добиться отмены оправдательного приговора в Военной коллегии Верховного суда, направив туда кассационное представление.

Поскольку дело в суде первой инстанции проходило за закрытыми дверями, то и в суде второй инстанции слушание было закрытым.

В Москву из двух фигурантов дела приехал только Дмитрий Лаврентьев. Дмитрий Гробов оказался занят в командировке и просил провести заседание в его отсутствие. Зато потерпевших — родственников погибших — в суде собралось около десятка человек. Они поддержали кассационное преставление прокуратуры и требовали нового процесса.

Трагедия в Японском море

Авария на атомной подводной лодке «Нерпа» произошла 8 ноября 2008 года во время испытаний в Японском море. На судне несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего в отсеки стала поступать ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена. При возгорании система тушения пожара на подлодке подает фреон, который гасит огонь, но убивает моряков, которым запрещено покидать отсек. На борту лодки в тот момент находились 208 человек. 20 моряков погибли, еще 21 попал в больницу.

Непосредственным виновником аварии следствие назвало Дмитрия Гробова. По версии обвинения, трюмный машинист якобы несанкционированно запустил систему пожаротушения с локального пульта управления второго отсека. Ему инкриминировали «причинение смерти по неосторожности двум и более лицам», а также «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» (ч. 3 ст. 109 УК РФ и ч.2 ст. 118 УК РФ). Командиру субмарины гвардии капитану 1-го ранга Дмитрию Лаврентьеву вменили «превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий» (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Его вина, по мнению следствия, выразилась в том, что он не обеспечил должный уровень подготовки личного состава подлодки.

Кстати, сама АПЛ «Нерпа» в январе 2012 года была передана в лизинг сроком на 10 лет Военно-морским силам Индии. Стоимость контракта составила более 900 млн долларов. В апреле 2012 «Нерпа» заступила на боевое дежурство.

Три часа на решение

Заседание суда в Верховном суде заняло в общей сложности около трех часов. Журналистов пригласили только на оглашение резолютивной части. Из нее следовало, что апелляционная инстанция не нашла оснований для отмены приговора. Приговор был оставлен без изменения, а апелляционное представление прокуратуры — без удовлетворения.

Адвокат Дмитрий Прокопенко, защищавший Дмитрия Гробова, назвал решение суда второй инстанции законным.

Он напомнил доводы, которые при рассмотрении дела приводила защита Дмитрия Гробова. Один из них — что трюмный машинист не включал прибор, запустивший систему пожаротушения. «Есть очевидцы, которые говорят, что Гробова не было возле этого прибора. Проведённые по делу экспертизы неоднозначны, — рассказал BFM.ru адвокат. — Нет документально подтвержденных сведений о том, что в воздухоотсеке подлодки, где находились люди, исчез воздух и люди погибли от асфиксии — от того, что кислород отсутствовал. Мы настаивали на том, что к смерти людей привела именно ядовитая смесь, которая вызвала токсическую асфиксию, и люди погибли не от того, что отсутствовал кислород, потому что из герметичного отсека кислород никуда уйти не мог».

«Доводы стороны обвинения были больше эмоциональными, чем по существу, —продолжил защитник . — Поэтому я считаю, что мы обоснованно победили и очень надеюсь, что в этом деле поставлена точка».

Впрочем, адвокат признался, что у обвинения остается возможность вновь обратиться в Верховный суд и попытаться добиться там отмены вердикта в порядке надзора.