Российский автогигант «КАМАЗ» полностью останавливается на август, об этом говорится в официальном сообщении компании.

Основная причина, по которой весь автозавод в Набережных Челнах отправляется в простой — сокращение спроса на грузовые автомобили. «Грузовое автомобилестроение — инвестиционно зависимая отрасль, состояние которой определяет ситуация в таких областях экономики, как строительство, нефте- и газодобыча, угольная промышленность, транспорт и другие. Спад в этих отраслях привел к тому, что в России наблюдается существенное снижение спроса на грузовики. Это обстоятельство вынудило руководство «КАМАЗа» пересмотреть работу производственных подразделений в августе и до конца года», — говорится в сообщении.

Ранее BFM.ru сообщал, что для подготовки к остановке предприятия в августе с мая 2009 года приостанавливаются очередные отпуска. Как сообщили BFM.ru в департаменте по связям с общественностью «КАМАЗа», около 14 тысяч незанятых на производстве работников будут участвовать в общественных работах. «У нас эта программа действует с июня 2009 года и продлится до15 декабря. Она предусматривает временное трудоустройство по программе, согласованной с правительством Республики Татарстан. Рабочие будут устраиваться на КАМАЗ через городской центр занятости. Как правило, это работы по благоустройству территории, архивации данных, то есть работы, напрямую не связанные с производственной деятельностью предприятия. Оплата составит около 4300 рублей в месяц. Что касается сокращений, то на «КАМАЗе» оно составило 10% с начала кризиса. Но это не было классическим сокращением. Мы сокращали не людей, а штатные единицы, например — закрывали вакантные должности», — рассказал BFM.ru глава департамента Олег Афанасьев.

Всем сотрудникам «КАМАЗа», отправленным в вынужденный отпуск будет выплачиваться заработная плата в размере 2/3 от тарифа или оклада, говорят в разговоре с BFM.ru сотрудники предприятия. По их словам, нехватки мест на общественных работах желающие их проходить не ощущают: «Не было случая, чтобы кому-то отказывали, все желающие поработать — работают».

При этом руководство КАМАЗа намерено и в дальнейшем сделать август традиционным месяцем летнего отдыха, независимо от состояния экономики. Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, чьи слова приводятся в сообщении, заявил, что «это в новинку только для России, а, например, для стран Евросоюза отправление всего персонала в летние отпуска — обычная практика».

«Достигается двойной выигрыш. Во-первых, сотрудники получают возможность отдохнуть в самое благоприятное для этого время года. Во-вторых, это экономически выгодно для предприятия, поскольку позволяет при планировании производства сманеврировать так, чтобы все месяцы года были загружены примерно одинаково. И тем самым сгладить сезонные колебания, ставшие у нас «традиционными» именно из-за отсутствия подобного «регулятора». Когда большинство предприятий страны перейдут на эту систему, спрос и предложение на рынке начнут гармонизировать между собой», — считает Когогин.

Таким способом «КАМАЗ» просто регулирует объем выпуска, для того чтобы избежать затоваривания складов, подтверждает BFM.ru главный аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли: «Остановка производства — это вынужденная и вполне оправданная мера. Предприятие сможет сэкономить на оплате труда, на электроэнергии и т.п.».

В условиях отсутствия спроса на продукцию это может сократить убытки компании по итогам года, отмечает в интервью BFM.ru эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Ирина Воробьева. Кредитный портфель «КАМАЗа» на конец 2008 года составлял 763 млн долларов, по итогам этого года он может сократиться до 556 млн долларов; чистый долг на конец прошлого года насчитывал 719 млн долларов, приводят данные в «Велес Капитале».

Нужно отметить, что по последним данным Центра занятости Набережных Челнов (на начало июля), в городе зарегистрировано почти 16 тысяч безработных, из которых на КАМАЗ и другие промпредприятия города приходится более 3 тысяч человек. Это составляет более 5% всего трудоспособного населения и является самым высоким показателем по региону. Неделю назад в Набережных Челнах проходил официальный визит министра регионального развития России Виктора Басаргина, посвященный проблемам моногородов.